30 сентября 2021 Рабби Нахман. Возвращающая душу

РИ Я пытаюсь составить, как говорится, картину соотношения между Хабадом и Бреславом. И соответственно понять, прежде всего для себя, какой путь выбрать. И соображения такие, что прежде всего стоит понять в чём состоит проблема, т.е. какую болезнь мы собираемся лечить, что является болезнью поколения. И тогда можно попробовать ответить на вопрос: какое лекарство ему подходит? Алтер Ребе написал книгу для своего поколения. Вопрос: подходит ли это для нашего поколения сегодня, и чем отличается подход рабби Нахмана от Алтер Ребе? Возможно, что это субъективно, но такое впечатление, что основная проблема поколения – это отчаяние. Т.е. как бы человек очень легко входит в состояние отчаяния, депрессии, причём с каждым годом с каждым десятилетием это становится, кажется, всё сильнее, и соответственно подход рабби Нахмана становится более актуальным. Потому что он как бы бьёт именно в эту точку. И ещё один момент: в конечном счёте нас интересует какая-то техника. Мы не просто хотим услышать какие-то красивые истории, нам нужна какая-то техника – что мы должны делать с собой, чтобы что-то реально изменилось в нашей жизни. Хабадская техника предполагает, что ты будешь думать о том, как велик Б-г, и это наполнит твою душу радостью настолько, что она преодолеет все препятствия. Это собственно смысл слов «Хохма, Бина, Даат». Когда-то это работало. Я не уверен, что это работает сегодня. Сегодня человек настолько погружён в свои какие-то личные проблемы, что он может говорить из того места, где он находится, и совсем не факт, что он может оторваться от этого места и, как говорится, подняться куда-то наверх. А рабби Нахман как раз находится именно там, т.е. он говорит: говори со Всевышним из того места, где ты находишься, из тех проблем, которые у тебя есть, из тех трудностей, из тех падений, которые у тебя есть, говори на своём языке. Это на самом деле очень актуально, потому что, как говорится, стандартные тексты молитв, особенно когда они в переводе на какой-то язык, то они конечно теряют очень много. Так или иначе, моё какое-то внутреннее движение от методик, скажем так, Хабада, и снова эта методика называется «итбоненут», медитация о величии Б-га – я потихонечку всё больше двигаюсь в сторону Бреслав. И мне кажется, что это просто ближе к психологии современного человека. Так я чувствую для себя и поэтому я как бы ищу в этом направлении. Вчера мы начинали читать одну книжку, и потом я подумал, что есть ещё одна книжка… собственно это две книжки, которые, как правило, переплетены в одну. И я подумал, что, наверное, можно попробовать её читать, и посмотрим, что из этого выйдет. Тут две книжки, одна называется «Иштапхут а-нефеш», другая называется «Мешиват нефеш». Мне кажется, что вторая ближе, чем первая. Сейчас мы это проверим. Может быть мы возьмём обе, сначала одну, потом другую. Мне хочется начать с «Мешиват нефеш».  Ещё пока не понял, откуда источники этой книги. Но это стандартная бреславская книга, скорее всего это рабби Натан.

РН Тот, кто хочет вернуться ко Всевышнему, он должен очень хорошо знать Аллаху, чтобы не свалило и не отдалило его ничто в мире, не важно, он поднимается или он опускается.

РИ Причём здесь Аллаха? При том, что человек должен очень твёрдо стоять на ногах, или когда он поднимается наверх, или когда опускается в этот мир. Почему Аллаха? Аллаха означает «лалехет», Аллаха означает «идти». Знать Аллаху – это значит знать, как идти, быть хорошим следопытом, как на подъёме, так и на спуске.

РН И всё, что произойдёт с ним: пусть укрепляет себя, не теряет надежды. Пусть он исполнит стих: «Если я поднимаюсь на небеса – Ты там, и даже если я опускаюсь в ад – Ты здесь». Также в самом нижнем аду могут приблизить себя ко Всевышнему, потому что тоже там Он находится.

РИ Т.е. эта книжка обращается к тому, кто чувствует постоянные признаки отчаяния, безвыходности, безнадёжности. Он говорит: держись крепче на подъёме, держись крепче на спуске, знай, что Б-г находится на Небесах и Б-г находится в аду. И даже, когда ты находишься в самом нижнем аду, ты можешь приблизить себя ко Всевышнему, потому что Он там находится.

РН В другом месте написано следующее: когда человек хочет идти по пути тшувы, он должен хорошо знать путь. И должно быть у него два знания. Это значит — знать, как подниматься и знать, как опускаться, и что это аспект «войти и выйти». «Если я поднимусь на Небеса – там Ты, если я опускаюсь в ад – Ты здесь».

РИ И, кстати, это очень хорошо стыкуется с тем временем, в котором мы сейчас находимся. Т.е. Элул, Тишрей – это такие праздничные дни. Про Элул спрашивают почему вообще это не праздник, и целое обсуждение в свете Тринадцати мер милосердия, и почему это не праздник. И потом это заканчивается, и нужно спуститься в мир. И это то, о чём здесь говорится: что ты должен очень хорошо знать как подниматься, и очень хорошо должен знать как опускаться. Примерно, как человек погружается в воду, как раньше были кессоны. Ты должен очень хорошо знать, как опускаться, а потом он должен очень аккуратно и очень осторожно подниматься. Он говорит: тоже самое относится к служению Всевышнему. После того, как человек поднялся, как раз надо быть очень осторожным для того, чтобы выходить из этого возвышенного состояния и опускаться в этот мир и не поломать что-то по дороге ни в себе, ни в других.

РН Тот, кто хочет вернуться ко Всевышнему – он должен опоясать свои чресла и постоянно укреплять себя в путях Всевышнего.

РИ Т.е. укреплять свою веру, свою твёрдость, свою надежду.

РН Не важно – это на подъёме или на спуске. Это значит, что не важно или он удостаивается какого-то подъёма, на какую-то ступень, большую или малую – тем не менее, пусть не остаётся там, не удовлетворяется этим, и нужно очень хорошо знать это и верить, что он должен пойти выше и выше. И это аспект «знать, как подниматься». И также наоборот, если он падает, не дай Б-г, туда, куда он упал, даже в самый глубокий ад, не дай Б-г, — также там пусть он не отчаивается никогда, никаким образом. Но только искать и просить Всевышнего и укреплять себя всюду, где он находится, и всем, чем он только может.

РИ Т.е. любая мысль, которая может придать человеку силы и уверенности – пусть он использует любую такую мысль, которая может поддержать его, даже если ему кажется, что он находится в аду. Он действительно находится в аду, или ему кажется, что он находится в аду — на первый взгляд не имеет большого значения.

РН Потому что даже в самом нижнем разделе ада находится Всевышний. И также оттуда можно прилепить себя к Нему Благословенному. И это аспект «опущусь в ад – Ты там», аспект «человек знает, как возвращаться». Ибо невозможно удостоиться тшувы, но только когда у него есть два этих знания: как подниматься и как опускаться. И в действительности это очень большое знание, и нужно очень много трудиться в служении Всевышнему и искать постоянно как достичь более высокой ступени. И тем не менее, пусть он не падает духом ни от чего. И даже если будет так, как будет, не дай Б-г, тем не менее пусть он не впадает в отчаяние совершенно и исполнит «я опущусь в ад – Ты там». И когда есть у него два этих знания, тогда он идёт по пути тшувы. И тогда десница Всевышнего простёрта, чтобы принять его тшуву, и он удостаивается Славы Всевышнего, Б-жественной Славы, и приближается к Б-гу посредством этого.

РИ Тут есть определённая тонкость, мы как-то говорили об этом. Есть история, которую рассказывает Митл Ребе, Средний Любавичский Ребе, что один большой Талмид Хахам один раз поленился помыть руки перед едой как нужно, и от этого он впал в такую депрессию, что он нарушил всё, что можно было нарушить. И до Аризаля, другое мнение – до Баал Шем Това, не было исправления для его души. И Митл Ребе как бы посвящает целую большую статью, целый трактат, вопросу: каким образом, почему это так? Так или иначе мы понимаем, что в наших поколениях основное оружие ецер ара, дурного начала – это отчаяние. Я не знаю, насколько это новость. Возможно, что в псалмах Давида уже это есть: «многие говорят мне: нет спасения тебе в Б-ге!», после истории с Бат Шевой. Т.е. по-видимому, это не совсем новое. Может быть новое является то, что насколько легко современный человек впадает в отчаяние. И по-видимому есть какая-то пропорция между развитием мозгов, разума и цивилизации вообще и отчаянием. Т.е. чем выше цивилизация, тем выше отчаяние. Почему выше, как говорится, градус отчаяния? Это отдельная интересная тема. То, что мне приходит в голову: я как-то рассказывал, что у меня был хороший товарищ, он занимался лечением пост травмы. И у него была целая система. Т.е. не он её разработал, он учился где-то, естественно. И он говорил так: почему животные не впадают в травму? Почему современный человек так легко травмируется? Любое, как говорится, неосторожно сказанное слово может травмировать человека на многие годы. Он говорит, что животные – они находятся постоянно в движении. Когда человек получает травму, то самый лучший способ… травма – она не в душе, травма – она в теле. Т.е. травмируется, как говорится, не только душа, травмируется тело. И способ вылечить травму – это движение. И поскольку животные – они постоянно находятся в движении, поэтому их травмы очень легко выходят. И 200 лет назад, скажем так, когда человек находился в движении постоянно, и поэтому даже самые страшные события его травмировали не так сильно. А если даже травмировали, то как бы они быстро выходили из тела, поскольку большинство людей занимались физическим трудом. Сегодня ситуация изменилась, и большинство из нас не занимаются физическим трудом или совсем, или почти не занимаются. И поэтому все травмы, все страхи – они сидят в нашем теле, и поэтому мы нуждаемся в какой-то методике, которая может вывести их оттуда. Это видно даже статистически. Про мировые войны мы не будем говорить, а вот даже в Израиле: в первой войне за независимость погибло 6 тыс.чел. Это был 1% населения. Тогда было примерно 700 тыс.чел. еврейского населения в ешуве, 1 % погиб. Во второй войне, большой, погибло, по-моему, порядка 2 тыс.чел. В третьей войне, это Йом-Кипурская война, погибло порядка 3 тыс.чел. В Израиле это большие цифры. А дальше началось что-то непонятное. Т.е. в следующей войне, в Ливанской войне, когда количество погибших подошло к 700, началось мощнейшее движение: «Мы уходим из Ливана». В конечном счёте оно победило, оставили Ливан. До сих пор идут споры – или это было ошибкой, или это не было ошибкой, так надо было выходить, не так надо было выходить. Так или иначе, т.е. за буквально несколько десятилетий, я бы сказал, что уровень сознания поднялся, так сказать, общества в целом. Т.е. поднялся настолько, что то, что было допустимо и переносимо, так сказать, общественно, двадцать лет до этого – стало непереносимым… 73-й год, 82-й год… десять лет спустя — это уже было совершенно непереносимо. Несколько лет назад была очередная операция в Газе, там погибло 70 человек. И для израильского общества это уже оказалось недопустимым. Т.е. пошли скандалы: «выходите из Газы» и «жизни наших солдат дороже». Т.е. мне кажется, что если искать доказательства, что это не какое-то личное явление, а это общественное явление, то вот оно доказательство. Т.е. психология меняется, и меняется очень быстро, и травмируется, и общество стало чрезвычайно чувствительным к травме. А когда человек находится в травме, то с ним можно делать всё что угодно. На первый взгляд, то, что сейчас американцы вышли из Афганистана – это как бы тоже самое явление. Т.е. растёт сознание общества и растёт чувствительность к травме. И поэтому сейчас популярны те методики, которые позволяют человеку сгладить эту травму, вывести его из отчаяния. Травма и отчаяние – это тоже самое. И может поэтому последние десятилетия так сильно поднимается Бреслав, потому что он как раз там, он как раз учит человека не отчаиваться, он как раз учит человека подниматься из ада. И ещё не менее важно – он даёт методику, методику молитвы. Потому что без какой-то методики всё остаётся, в основном, красивыми словами. Бреслав не ограничивается общими словами, он даёт методику молитвы. Я думаю, сейчас мы прочитаем ещё один параграф здесь, а потом вернёмся к началу этой книжки, которая как раз больше говорит о методике молитвы, и попробуем сосредоточиться там.

РН Основное величие Всевышнего, что даже те, кто далеки от Него чрезвычайно – что они тоже приблизятся к Его служению.

РИ Как говорится, Всевышний испытывает кайф, когда самые большие грешники возвращаются к Нему.

РН И тем самым возвышается и поднимается Его Благословенное Имя вверху и внизу. И поэтому человеку не следует впадать в отчаяние от того, чтобы приблизиться к служению Всевышнему, потому что он отдалился чрезвычайно посредством своих великих грехов. И даже если он сотворил много зла, не дай Б-г. Ибо наоборот от него прославится и возвысится слава Всевышнего больше всего. Но основное приближение дальних ко Всевышнему – это посредством праведников поколения. И Всевышний хочет, чтобы те, кто дальше всех – они приблизились. И делают это, в основном, праведники поколения.

РИ Каким образом они это делают? Они показывают человеку, что, как бы низко он не упал, у него всё ещё есть надежда. И тогда у него появляется движение подняться.

РН Друзья, которые близки к истинным праведникам, и держатся за них – они должны поддерживать друг друга и пробуждать друг друга. И основное, что укрепляет человека – это вера в истинную силу великого праведника, которая настолько велика, что может поднять даже его повреждённую душу. А если он ещё не вышел из будничности к святости даже на толщину волоса – даже его может поднять цадик, и обновить его к добру своей великой силой. И это основное, что даёт силу каждому человеку. Потому что даже самый плохой из плохих, кем бы он ни был, даже если сейчас проходит с ним то, что проходит, всё время что он держится за истинного праведника – у него есть добрая надежда вовеки. И также нужно, чтобы каждый укреплял своего товарища, пробуждали друг друга, и укрепляли друг друга в служении Всевышнему. И пусть каждый напомнит своему товарищу те добрые советы, которые знают и понимают каждый, как они получили от своего учителя.

РИ Держаться за цадика – это то, что даёт человеку силу, и поддерживать друг друга. Это книга «Мешиват нефеш». Пожалуйста ваши фидбэки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рабби Нахман. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>