Урок рава Ицхака Гинзбурга по недельной главе «Экев»
http://www.youtube.com/embed/wD-eWySqNdc
(с субтитрами на русском)
В начале главы «Экев» говорится: «Все заповеди, которые Я заповедую тебе сегодня, храните и исполняйте.»
Выражение «вся заповедь» — это особенное выражение.
Это означает, что заповедь следует исполнить полностью.
Выражение — «вся заповедь» — появляется в Торе 8 раз
Все они — во «Второзаконии» — в книге «Дварим»
Среди восьми раз, когда встречается это выражение, в нашей главе — это третий раз.
Но есть нечто особенное в этот раз, ибо именно здесь есть особенное толкование Хазал на выражение «вся заповедь».
Особенное здесь — то, что это находится в начале стиха.
Во всех остальных случаях эти слова находится в середине стиха, но здесь стих начинается словами «Всю заповедь, которую Я заповедую вам сегодня, храните, чтобы исполнить».
Что означает эта фраза «Вся заповедь»?
Давайте посмотрим, что говорит комментарий Раши.
Раши пишет: «Вся заповедь» — следует понимать буквально. Но есть толкование мудрецов: «если ты начал заповедь — заверши ее».
Если человек начинает исполнение заповеди — ему следует завершить ее.
«Ибо заповедь называется только на имя завершившего ее» — Заповедь, как правило, называется на имя того, кто завершил ее.
Как сказано: «и кости Йосефа, которые подняли сыны Израиля из земли Египетской, похоронили в Шхеме» — Тора приписывает заповедь исполнения клятвы Йосефа, взявшего клятву с сынов Израиля, что когда они выйдут из Египта, чтобы они вынесли также его кости вместе с ними. Вся эта заповедь — в сущности, это говорится в книге Йегошуа — все это относится к сынам Израиля. Не упоминается совершенно, что Моше рабейну — он в основном занимался этой заповедью, поднять кости Йосефа.
«Но ведь только один Моше занимался ими»?
— Сказано, что Моше взял их, «И взял Моше кости Йосефа с собой»? — И он вообще не упомянут здесь.
Он занимался тем, чтобы поднять их. Но поскольку не успел завершить ее — и завершили ее сыны Израиля — называется на их имя.
Поскольку Моше рабейну не успел завершить эту заповедь, ибо он умер до того, как перешли Иордан и вошли в Эрец — поэтому вся заповедь называется на имя того, кто ее завершает.
Отсюда известные слова Хазал — «Начинающий заповедь» — говорят ему «завершай!»
И это учат здесь, из главе Экев.
Это также подходит к главе «Экев»: ибо «Экев» означает «завершение». Доброе окончание, «И будет когда вы будете слушать» — «зкев».
Нужно слушать, услышать, идею «экев», завершения, доброе завершение, все хорошо. Главное — это завершение, дойти до конца.
Ты начал что-то делать? — Не останавливайся на середине! Продолжай — до конца!
В сущности, что происходит здесь, с этой историей о Моше и сынами Израиля?
Моше исчезает совершенно?
Но ведь только он один занимался костями Йосефа?
И что же — о нем забыли здесь совсем, не дай Б-г?
Нужно сказать, по объяснению каббалы — так объясняют Аризаль и Рашаш — они объясняют идею ежедневного служения, про Авраама сказано: «Авраам состарился, пришел во дни» — что он «оделся» во дни, что сегодняшний день «одевает» вчерашний и поднимает его. И реальность называется на имя настоящего, ибо облачение — это то, что мы видим.
И также в отношении этой заповеди: это очень просто — ясно, что Моше рабейну все, что он сделал — он сделал один с поднятием костей Йосефа — он находится здесь, его заслуга присутствует.
Но только если в конце, сыны Израиля исполнили это — то вся заповедь — они сейчас «облачают» Моше рабейну, они — его «облачение».
«Облачение» — означает также — исполняющая сила, исполняющая — до конца, до «экев».
Поэтому все называется их именем, но — именно поэтому Моше рабейну, несомненно, находится там внутри.
Есть также известный намек, что Моше рабейну, если пишут рабейну без «йуд», как обычно и пишут, равно в точности «сыны Израиля».
Т.е., что есть сыны Израиля, и внутри сынов Израиля есть Моше рабейну.
И поскольку также сказано, что Моше рабейну равен сынам Израиля и сыны Израиля — равны ему, ибо «наси» — это все, как говорит Раши, то когда я говорю, что сыны Израиля подняли кости Йосефа, и похоронили их в Шхеме — я не отрицаю, на самом деле Моше рабейну, я лишь раскрываю облачение — настоящий день, облачающий день вчерашний.
Это относительно идеи «Вся заповедь», что «начинающий заповедь — говорят ему «завершай».
Если, по стечению обстоятельств, кто-либо другой завершает — то должна быть очень крепкая связь между тем, кто начинает и тем, кто завершает, чтобы завершающий «облачил» совершенно, почувствовал себя облачающим, т.е., что он помогает завершить работу, начатую тем, кто начал эту заповедь.
Тем не менее, если я сам способен и могу завершить заповедь — до конца — ясно, что это лучше, ибо «начинающий заповедь — говорят ему — завершай».
Давайте немного задумаемся об этом выражении «вся заповедь».
Есть здесь 7 букв, гиматрия «вся заповедь» = 196.
Это «квадрат», т.е., некоторая цельность в самом выражении «вся заповедь». «Вся заповедь» — это значит сделать все.
Что означает этот квадрат? Это квадрат 14, 14= «яд», рука. «Яд», рука, в квадрате.
Только первые буквы «вся заповедь» — это тоже квадрат, поскольку это 25, 5 в квадрате.
Таким образом, первые буквы — это 5 в квадрате, совершенство,
И также все выражение — это совершенство квадрата, 14 в квадрате.
5 и 14 это идет вместе, как объясняется в каббале, это тайна 14, ибо в руке есть 5 пальцев, и в 5 пальцах есть 14 фаланг — костей.
В числе 248 органов, что по простому смыслу это 248 костей в скелете человека, в каждой руке, внутри пальцев — раскрытая часть, это 14 фаланг руки. 14 в правой руке, и еще 14 в левой. Вместе это 28 = «коах», сила.
Т.е., это выражение, «вся заповедь», это 7 букв, и это равно 196. Это делится на 7, т.е., что есть среднее значение. Среднее значение семи букв «кол амицва» = «коах», сила, два раза «яд», рука.
Поскольку 7 — это половина от «яд», 14, и вместе с «яд» в квадрате и еще половина «яд» — это дважды «яд».
Что означает семь раз коах (28)? = кол а-мицва?
Это симан первого стиха Торы, Берейшит бара Элоким эт а-шамаим веэт а-арец.
Симан стиха — это количество слов, умноженное на число букв в нем.
В первом стихе Торы есть семь слов: Берейшит бара Элоким эт ашамаим веэт аарец, и есть 28 («коах») букв.
Т.е., что симан первого стиха Торы = «кол амицва», семь раз коах.
Т.е., что самый первый стих, с которого начинается Тора, — «если ты начал заповедь — заверши ее!», «начинающий заповедь — говорят ему завершай».
Также, как это делится, «коах», 28 букв стиха, в точности 14 плюс 14, Берейшит бара Элоким = 14 букв, и «эт ашамаим веэт аарец» — еще 14 букв.
Есть 14 и 14, «коах» (сила), семь слов.
Все это указывается в «кол амицва».