Начал заповедь — заверши!

Урок рава Ицхака Гинзбурга по недельной главе «Экев»

http://www.youtube.com/embed/wD-eWySqNdc

(с субтитрами на русском)

В начале главы «Экев» говорится: «Все заповеди, которые Я заповедую тебе сегодня, храните и исполняйте.»

Выражение «вся заповедь» — это особенное выражение.

Это означает, что заповедь следует исполнить полностью.

Выражение —  «вся заповедь» — появляется в Торе 8 раз

Все они — во «Второзаконии» — в книге «Дварим»

Среди восьми раз, когда встречается это выражение, в нашей главе — это третий раз.

Но есть нечто особенное в этот раз, ибо именно здесь есть особенное толкование Хазал на выражение «вся заповедь».

Особенное здесь — то, что это находится в начале стиха.

Во всех остальных случаях эти слова находится в середине стиха, но здесь стих начинается словами «Всю заповедь, которую Я заповедую вам сегодня, храните, чтобы исполнить».

Что означает эта фраза «Вся заповедь»?

Давайте посмотрим, что говорит комментарий Раши.

Раши пишет: «Вся заповедь» — следует понимать буквально. Но есть толкование мудрецов: «если ты начал заповедь — заверши ее».

Если человек начинает исполнение заповеди — ему следует завершить ее.

«Ибо заповедь называется только на имя завершившего ее» — Заповедь, как правило, называется на имя того, кто завершил ее.

Как сказано: «и кости Йосефа, которые подняли сыны Израиля из земли Египетской, похоронили в Шхеме» — Тора приписывает заповедь исполнения клятвы Йосефа,  взявшего клятву с сынов Израиля, что когда они выйдут из Египта, чтобы они вынесли также его кости вместе с ними. Вся эта заповедь — в сущности, это говорится в книге Йегошуа — все это относится к сынам Израиля. Не упоминается совершенно, что Моше рабейну — он в основном занимался этой заповедью, поднять кости Йосефа.

«Но ведь только один Моше занимался ими»?

— Сказано, что Моше взял их, «И взял Моше кости Йосефа с собой»? — И он вообще не упомянут здесь.

Он занимался тем, чтобы поднять их. Но поскольку не успел завершить ее —  и завершили ее сыны Израиля — называется на их имя.

Поскольку Моше рабейну не успел завершить эту заповедь, ибо он умер до того, как перешли Иордан и вошли в Эрец — поэтому вся заповедь называется на имя того, кто ее завершает.

Отсюда известные слова Хазал — «Начинающий заповедь» — говорят ему «завершай!»

И это учат здесь, из главе Экев.

Это также подходит к главе «Экев»: ибо «Экев» означает «завершение». Доброе окончание, «И будет когда вы будете слушать» — «зкев».

Нужно слушать, услышать, идею «экев», завершения, доброе завершение, все хорошо. Главное — это завершение, дойти до конца.

Ты начал что-то делать? — Не останавливайся на середине! Продолжай — до конца!

В сущности, что происходит здесь, с этой историей о Моше и сынами Израиля?

Моше исчезает совершенно?

Но ведь только он один занимался костями Йосефа?

И что же — о нем забыли здесь совсем, не дай Б-г?

Нужно сказать, по объяснению каббалы — так объясняют Аризаль и Рашаш —  они объясняют идею ежедневного служения, про Авраама сказано: «Авраам состарился, пришел во дни» — что он «оделся» во дни, что сегодняшний день «одевает» вчерашний и поднимает его.  И реальность называется на имя настоящего,  ибо облачение — это то, что мы видим.

И также в отношении этой заповеди: это очень просто — ясно, что Моше рабейну все, что он сделал — он сделал один с поднятием костей Йосефа — он находится здесь, его заслуга присутствует.

Но только если в конце, сыны Израиля исполнили это — то вся заповедь — они сейчас «облачают» Моше рабейну, они — его «облачение».

«Облачение» — означает также — исполняющая сила, исполняющая — до конца, до «экев».

Поэтому все называется их именем, но — именно поэтому Моше рабейну, несомненно, находится там внутри.

Есть также известный намек, что Моше рабейну, если пишут рабейну без «йуд», как обычно и пишут, равно в точности «сыны Израиля».

Т.е., что есть сыны Израиля, и внутри сынов Израиля есть Моше рабейну.

И поскольку также сказано, что Моше рабейну равен сынам Израиля  и сыны Израиля — равны ему, ибо «наси» — это все, как говорит Раши, то когда я говорю, что сыны Израиля подняли кости Йосефа, и похоронили их в Шхеме — я не отрицаю, на самом деле Моше рабейну, я лишь раскрываю облачение — настоящий день, облачающий день вчерашний.

Это относительно идеи «Вся заповедь», что «начинающий заповедь — говорят ему «завершай».

Если, по стечению обстоятельств, кто-либо другой завершает — то должна быть очень крепкая связь между тем, кто начинает и тем, кто завершает, чтобы завершающий «облачил» совершенно, почувствовал себя облачающим, т.е., что он помогает завершить работу, начатую тем, кто начал эту заповедь.

Тем не менее, если я сам способен и могу завершить заповедь — до конца — ясно, что это лучше, ибо «начинающий заповедь — говорят ему — завершай».

Давайте немного задумаемся об этом выражении «вся заповедь».

Есть здесь 7 букв, гиматрия «вся заповедь» = 196.

Это «квадрат», т.е., некоторая цельность в самом выражении «вся заповедь». «Вся заповедь» — это значит сделать все.

Что означает этот квадрат? Это квадрат 14, 14= «яд», рука. «Яд», рука, в квадрате.

Только первые буквы «вся заповедь» — это тоже квадрат, поскольку это 25, 5 в квадрате.

Таким образом, первые буквы — это 5 в квадрате, совершенство,

И также все выражение — это совершенство квадрата, 14 в квадрате.

5 и 14 это идет вместе, как объясняется в каббале, это тайна 14, ибо в руке есть 5 пальцев,  и в 5 пальцах есть 14 фаланг — костей.

В числе 248 органов, что по простому смыслу это 248 костей в скелете человека, в каждой руке, внутри пальцев — раскрытая часть, это 14 фаланг руки. 14 в правой руке, и еще 14 в левой. Вместе это 28 = «коах», сила.

Т.е., это выражение, «вся заповедь», это 7 букв, и это равно 196. Это делится на 7, т.е., что есть среднее значение. Среднее значение семи букв «кол амицва» = «коах», сила, два раза «яд», рука.

Поскольку 7 — это половина от «яд», 14, и вместе с «яд» в квадрате и еще половина «яд» —  это дважды «яд».

Что означает семь раз коах (28)?  = кол а-мицва?

Это симан первого стиха Торы, Берейшит бара Элоким эт а-шамаим веэт а-арец.

Симан стиха — это количество слов, умноженное на число букв в нем.

В первом стихе Торы есть семь слов: Берейшит бара Элоким эт ашамаим веэт аарец, и есть 28 («коах») букв.

Т.е., что симан первого стиха Торы = «кол амицва», семь раз коах.

Т.е., что самый первый стих, с которого начинается Тора,  — «если ты начал заповедь — заверши ее!», «начинающий заповедь — говорят ему завершай».

Также, как это делится, «коах», 28 букв стиха, в точности 14 плюс 14, Берейшит бара Элоким = 14 букв, и «эт ашамаим веэт аарец» — еще 14 букв.

Есть 14 и 14, «коах» (сила), семь слов.

Все это указывается в «кол амицва».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий