Учение рава Кука: любовь, свет, единство Творения

Вот уже второй месяц пытаюсь объять необъятное — хотя бы что-то понять в учении рава Кука.

Удивительно, конечно, ведь рав Кук — совершеннейший гигант, может быть, самый интересный и оригинальный мыслитель в иудаизме последнего столетия — и «харейдимное» (да и светское) общество (как литаим, так и хабадники)  о нем практичеки ничего не знает, кроме того, что у него «папа был миснагид, а мама была из хабадской семьи» и что он поддерживал сионистов… (в чем, конечно, был в корне неправ…)

Зашел сегодня на сайт http://meirtv.co.il — послушал несколько лекций об учении рава Кука (на иврите, понятно). С одной стороны, интересно и познавательно. С другой… Все то же чувство «мы правы, и только мы правы, только у нас — монополия на истину». Соответственно, вся лекция сводится к славословиям в адрес рава Кука.

Обидно, что ученики рава Кука также не понимают, что дело не в концепциях, а в мироощущении. Праведник пытается соединить миры, он ощущает огромное напряжение от работы по соединению миров (у меня есть «подозрение» что «труд Торы» о котором говорит Раши в начале недельной главы — это именно труд по соединению миров). Если его ученик не находится в поле напряжения его учителя — если ученику уже все ясно — то он ничего не понял.

Вся жизнь рава Кука — это чудовищное напряжение. Он прекрасно понимал, насколько рискованна его теория и его действия. Он до конца своей жизни не был уверен, что он прав, поддерживая светский сионизм вопреки мнению всех авторитетов своего поколения (некоторые даже говорят, что в конце своей жизни, испытывая жестокие мучения от развившейся у него болезни, он даже раскаялся в своем подходе…). И приходят его ученики — которым «все ясно»…

Кстати, то же относится и к Любавичскому Ребе. Он тоже был новатор, и тоже прекрасно осознавал риск, на который он идет, кардинально меняя систему приоритетов в Хабаде. Увы, ученики не ведают сомнений…

Самый же удивительный урок рава Кука — это всеобъемлющая любовь. Так он пишет: «Я люблю все. Я не способен не любить все творения, все народы…». Т.е., его знание, и даже его действия — а он был активнейшим общественным и религиозным деятелем — не противоречили этому всеобъемлющему чувству любви. Его жизнь была наполнена борьбой, и немалыми личными трагедиями, но его сердце было наполнено любовью ко всему Творению и к Творцу.

Многие книги рава Кука называются «орот» (света) в различных вариациях. «Орот тшува», «орот тхия», и т.д. Также многие ешивы, где преподается учение рава Кука, называются «орот». Один из виднейших маскилим, встретившись с равом Куком, отозвался о нем: «этот человек полон света…»

В прошлую субботу я вспомнил полугодовой давности урок рава Гинзбурга, где он комментировал известный «йом йом» о том, что «Баал Шем Тов любил свет». Этот урок связался у меня с еще одним уроком рава Гинзбурга, где он приводил высказывания р. Айзика из Гомеля, что «перед приходом Мошиаха будет новый Баал Шем Тов».

В общем, у меня получилось, что рав Кук – это и есть «новый Баал Шем Тов», и Мошиах поколения.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий