1 ноября 2021 Рав Штейнзальц на гл. Толдот. Засыпанные колодцы

РИ Сиха на нашу главу. Мы вчера чуть-чуть начали с Борисом, я подниму скоро этот онлайн. Но это как бы отдельная тема, и она даже более интересна в каком-то смысле. Тема первой части этой сихи – это продолжение. Т.е. Авраам – это начало, а Ицхак – это продолжение. И как бы вся первая часть сихи говорит о том, что продолжение в известном смысле важнее начала. А дальше начинается интересная тема: плиштим засыпали колодцы. Т.е. все колодцы, которые вырыли в дни Авраама —  пришли плиштим (филистимляне) и засыпали их землёй. И Ицхак пришёл и раскопал их заново. Т.е. это, как бы, тема главы.

РШ Плиштим моарелим.

РИ Что такое «арелим»? Такое интересное слово «арелим». Бесчувственность. Я бы перевёл здесь как бесчувственность, сердечную тупость. И рав Штейнзальц связывает здесь эту идею засыпанных колодцев, потом откопанных колодцев, именно с этим качеством сердечной тупости. Ицхак раскапывает колодцы своего отца после того, как их засыпали филистимляне и заполнили их землёй. Что такое в духовном смысле засыпать колодец? Что такое заполнить его землёй? Колодец – это источник воды. Что такое заполнить его землёй – хороший вопрос. Штейнзальц объясняет: «стам». «Стам» означает «просто так». Кто у нас тут учит иврит: «стам каха» – просто так. И Штейнзальц говорит, что засыпали их, забили их – это сделали просто «стам». Т.е. была какая-то святость, был какой-то источник, была какая-то энергия – пришли, взяли эти колодцы, взяли эту энергию и сделали из неё «стам», что-то бессмысленное.

РШ Во многих местах плиштим называются арелим.

РИ Арелим – буквально означает необрезанные. Также означает бесчувственные, с замкнутым сердцем и т.д.

РШ Эта характеристика – это сама их суть.

РИ И даже вполне в простом смысле, не только с точки зрения каббалы.

РШ Плиштим делают все вещи стам.

РИ Бессмысленными, скучными, банальными. Приходит человек и рассказывает какую-то Тору. Ты слышишь и говоришь: «Вау! Круто!» Потом приходит плиштим, берёт и рассказывает эту же Тору, но это стам. Это без сахара, без соли, без перца, банальность. Т.е. можно взять Тору «вода – источник жизни» и сделать из неё банальность. Это, к сожалению, то что происходит везде. Плиштим приходят, берут Тору и делают её банальной и скучной. Это есть внутри каждого человека, каждый человек может превратиться в такую банальность и скучность. Как только он отрывается от источника воды, он становится банальным и скучным.

РШ Они создают реальность, в которой у человека есть…

РИ Есть такое выражение «бесчувственность сердца». Тоже как будто бы сердце покрыто каким-то панцирем, и до него ничего не доходит.

РШ Авраам родился обрезанным, но поставил себе обратно эту шкурку, которой у него не было.

РИ Не знаю как он это сделал, но, опять же, орла означает бесчувственность. И поэтому он говорит: эти слова мудрецов надо понять, что человек делает себя бесчувственным. Он старается ничего глубоко не чувствовать, не реагирует. Плиштим – нельзя сказать, что они плохие. Написано, что они арелим, необрезанные, бесчувственные, с замкнутыми сердцами. Но никаких особых грехов за ними не числится. У нас есть грехи земли египетской, или грехи земли ханаанской, но нет такого – грехи земли филистимлянской. Написано, что они всё превращали в насмешку, но не больше.

РШ И когда мы смотрим на контакты, которые были между плиштим и еврейским народом в течении многих лет, мы видим, что филистимские цари — может быть они не были самые праведные, но в общем они были порядочные люди. Они признавали истину, они вели себя как принято в мире. Но их основная идея – закопали колодцы.

РИ Если в кране нет воды, значит колодцы закопали плиштим.

РШ Это такие люди одномерные, они живут на низменности, они низкие, и земля их низкая.

РИ Т.е. они не видят какого-то более высокого измерения жизни.

РШ Такие люди: они ведут себя во всём так, как принято, они ни какие-то особые грешники. Но когда возникает вопрос смысла, плиштим делают так, что этот вопрос становится лишённым смысла.

РИ Они, как бы, это всё закапывают.

РШ Закрывают точку осмысленности.

РИ Т.е. иначе говоря, он говорит, что плиштим – это люди, которые как бы не задумываются над смыслом жизни, можно так сказать. В более тонком смысле – это люди, лишённые чувствительности. Чтобы копать колодцы Торы, чтобы они были полны водой, требуется что-то. Другой человек копает тот же самый колодец, пытается его даже наполнить той же самой водой, но это всё стам, в этом нет настоящей энергии.

РШ Некоторые говорят всё наоборот.

РИ Т.е. начинают спорить.

РШ Некоторые переворачивают смысл вещей, изменяют смысл вещей. Они не отрицают Б-га, нет, они не против. Плиштим не делает ничего назло. Он просто как бы опустошает, делает их бессмысленными, те вещи, к которым он прикасается.

РИ Делает их банальными, я бы так сказал.

РШ Есть ли какой-то смысл в той или иной вещи? Он говорит: нет никакого смысла. Филистимляне – вся, любая вещь, с которой они сталкиваются, они делают её бессмысленной. И так существует целый мир «стамиют», бессмысленности. Они не ставят замок на колодец, нет. Они только говорят: «стам, просто так, ничего не было». Тем самым они закрывают источники жизни самым эффективным образом, лучше, чем кто бы то ни был. Сила этого стам настолько велика, поскольку не нуждается ни в доказательствах, ни в объяснениях, ни в характере, ни в смысле. Кто-то приходит и говорит тебе что-то, спрашивает вопрос, интересуется, а я говорю: «ах, всё это глупости, стам, это не важно». И быть филистимлянином – это значит, когда кто-то пытается меня пробудить в чём-то, а я наполняю это пробуждение землёй. Я не отравляю колодцы, не дай Б-г, я просто сыплю туда землю. И это заразительное явление, потому что через некоторое время человек уже не пойдёт искать смысла, он уже вообще не пойдёт ничего искать, он привыкнет к жизни в мире стам, в мире обессмысленном.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий