Рав Авраам-Ицхак Кук. «Поколение»

Эта статья написана в начале двадцатого века, как ответ на отход молодежи от еврейской традиции, и как попытка найти ответ на вопрос, что заставило их покинуть лоно традиции, и как можно вернуть их назад. В этой статье рав Кук формулирует основы своей концепции, в дальнейшем ставшей основной религиозного сионизма. Мне кажется, что статья ничуть не потеряла своей актуальности, и даже наоборот. (И.Р.)

Великую боль, подавляющую душу страшным отчаянием, и страх, находящийся в нашем поколении в сердце каждого, кто думает хотя бы немного, и способен размышлять о происходящем вокруг, особенно если он также способен воспринять тонкое и истинное чувство в своем сердце – невозможно описать и рассказать.

Мы стоим отверженные и разбитые, видя перед собой целое поколение – отцов и сыновей вместе целого народа – переворачивающееся в своих мучениях в жутких стенаниях и падающее в ущелья ада. И боль столь велика, что она отнимает от него также способность речи, оно не способно никоим образом даже описать свои страдания, ясным и понятным языком, что это, несомненно, сильно облегчило бы его страдания, и усладило бы в известной мере страдания его широкого сердца. Есть у него речь, но не для того, чтобы описать язвы своего сердца, чтобы облегчить свою боль, но – лишь для того, чтобы оскорблять и осмеивать и для злобы и проклятия. Страшное духовное и материальное несчастье, о ужас! затемнило наш мир, отняло сияние славы от нашей жизни, потускнели глаза наши и мы потеряли уважение к самим себе, и мы опустились в низкую пропасть презираемых народом людей, участью которых стали лишь оскорбления и проклятия, и любое движение гнева и негодования.

Если бы это, действительно, была бы наша истинная ценность, быть бессильными и бесславными – наверное, не так бы болело за это наше сердце, сердечная боль находится лишь тогда, когда господа ходят пешком по земле, подобно рабам, когда уважаемые и почитаемые оскорбляемы и обнищали и презираемы до такой степени, что они забывают о собственной славе и собственной ценности, «смотри Вс-вышний и взгляни, ибо я уподобилась пьяному»;

И вот, если бы действительно наше поколение было бы поколением дурным и испорченным, поколением, болезнь которого видна на нем – тогда мы бы еще принимали на себя с любовью презрение и оскорбление, поскольку мы не достойны более возвышенной жизни, «ляжем спать в стыде нашем, и покроет нас позор наш».

Но в чем мы можем найти себе утешение, когда мы проникнем в самую глубь внутреннего, морального и интеллектуального состояния поколения, мы, наоборот, увидим, что это отнюдь не низменное поколение, и даже не поколение истинно греховное.

Как среди отцов, так и среди детей находится масса добрых черт, тонкость чувства и возвышенные стремления, и тем не менее, мы видим, что мы лишились всего, кроме того, что мы наказаны вдвойне; кроме того, что нас преследуют до смерти, кроме того, что наша кровь проливается как вода, льющаяся на землю и мы не находим в наших душах никакого пути, в чем утешиться, даже самым малым утешением, за всю ту драгоценную и любимую кровь, кровь наших дорогих сынов и братьев.

Сердце становится твердым, подобно камню, мозг как будто бы наполняется свинцом, и мы не способны ни на что, кроме как волноваться, злиться, гневаться и ненавидеть. Ой, что же стало с нами, «дочь народа моего стала жестокой, подобно страусам в пустыне».

Кроме того, ненависть, окружающая нас от простого еврейского народа, внутреннее презрение и унижение, проглядывающее даже из сердец тех, кто качают головой при виде нашего разрушения, и говорят, что стоит пожалеть нас, они унизили наш дух до такой степени, что даже мы сами неспособны смотреть на себя иначе как в гневе, в подозрении и в унижении, как будто бы мы, и только мы – самые злые и грешные, глупые и темные из всех народов земли, о горе!

Руки опускаются, колени преклоняются, сердце полно страха и глаза ищут повсюду, может, есть где-то какая-то точка света, какая-то искра утешения, которая будет способна осветить и согреть, возвысить с ее помощью пламя огня святости. Но ничего не способны найти, отцы полны страха и отчаяния, а сыновья полны гнева и злобы, и не понимают язык друг друга. Каждый ограждается своими собственными несчастьями, каждый обвиняет своего товарища, и вешает меч лишь на его шею. А вернуть сердца одни к другим, и тем более – соединить вместе руки ради общей и важной деятельности – никто не ищет и никто не хочет, «перевернулись во мне боли мои, и я иду в горечи и в гневе духа моего, и рука Вс-вышнего сильна надо мной».

Стойте! Не склоняйтесь и не кричите, солнце справедливости восходит, и принесет излечение на крыльях своих, сотрет слезы с каждого лица, и дух радости вместо духа уныния наполнит каждое сердце нашего поколения, удивительного и странного поколения. Очень трудно найти подобное ему во всей нашей истории. Оно составлено из различных противоречий, тьма и свет перемешаны в нем. Оно низко и опущено, и также – высоко и возвышенно; оно целиком виновно, и также – целиком праведно. Мы обязаны постичь его характер, ради того, чтобы выйти ему на помощь.

Во все времена и во всех поколениях мы видим, что поколение, полное распущенности – эта распущенность проявляется во всей его морали во всех сторонах его жизни. Поколение, забывающее Б-га – это также поколение, восстающее против отца и матери, жрущее и пьянствующее. С древнейших времен, когда Израиль оставлял Вс-вышнего – это всегда сопровождалось распущенностью, развратом, вином и воровством. Здесь «женщины оплакивают тамуз», а тут – «каждый брат – обманщик, и каждый друг – сплетник» Эта линия проходит также через всю историю нашего народа в изгнании.

Сегодняшнее поколение – странно, с одной стороны, оно необузданно, но оно также высоко и возвышенно – если исключить отдельных грубиянов, которые взяли себе дух революции в качестве прикрытия, чтобы творить с его помощью грабеж и несправедливость и всякую мерзость – то мы найдем, что с одной стороны, «наглость возвысится», сын не стесняется отца, юнцы оскорбляют старцев, и с другой стороны – чувства милосердия, справедливости, суда и жалости все возрастают и усиливаются, стремление к научному познанию и идеалу все пробивается и усиливается. Значительная часть поколения не чувствует никакого уважения к тому, к чему оно было приучено, не потому, что темна его душа, не потому, что находится ниже той границы, на которой строится закон и суд, в обыденном народном сознании, но потому, что оно возвысилось до такого уровня, что по тому строю, к которому он был приучен до сих пор, смотреть на закон и суд, на традицию и веру вообще, на все чистое и святое, на всю великую вечную Б-жественную истину, заключенную в этих понятиях – из-за малости труда в изучении основ чувств и знания в ширине Торы – потускнело золото и изменилось драгоценное серебро – так, что ему кажется, что все это много ниже его ступени.

Он вырос и возвысился одномоментно, несчастья закалили его, обмыли его, дали ему сердце в дар, и мозг ищущий, стремящийся к открытию и парящий, и он не способен оставаться на ступени низменной. От его духа выросли у него крылья, и в вышину взлетает он, и там еще не дали ему желанное ему, Свыше – он уже возвысился над нижним Иерусалимом, пустынным и униженным до низин ада, а в высший Иерусалим он не может войти, ибо «Вс-вышний не зайдет в высший Иерусалим, пока не войдет сначала в нижний Иерусалим».

Давайте, приготовим ему путь, покажем ему, как войти в город, чтобы он мог найти вход. Сообщим ему, что он найдет то, что он ищет, именно в границах Израиля, «я держусь за него и не оставлю его» пока не «приведу его в дом матери моей и в комнату родительницы моей», «поведу тебя, приведу тебя в дом матери моей, которая научила меня, напою тебя душистым вином, соком моим виноградным». Не ограбим его от всего того света и всего того блага, всего того сияния и мощи, которые он приобрел, но еще добавим к ним, озарим их светом жизни, светом истины, сияющим из источника душ Израилевых, и сыны наши взглянут на него и озарятся.

Страшная болезнь поколения – ее основное место не находится в сердце, она не в эмоциях, не в стремлении к распущенности, не в руках, творящих несправедливость, и не в ногах, спешаших ко злу. Хотя все эти – тяжелые и опасные болезни. Но основа болезни поколения – мозг, сила мысли. На вершине всеохватывающей мысли, скрывается страшная болезнь, которая глубже любого привычного языка, и из-за нее люди не понимают языка друг друга, и все побочные случаи лишь добавляют и расширяют эту смертельную болезнь, и наши глаза смотрят, и не видят спасения. Даже без того, чтобы глубоко исследовать, мы видим, что причина всех болезней поколения – это лишь мысль, хотя большинство народа тянется за той или иной партией или движением, привлекаемая громкими лозунгами, или полагаясь на какой-либо признанный авторитет, и посредством легкомыслия. Но внутренняя причина, приводящая ко всему этому – это всеохватывающее движение мысли, нашедшей свое место в мозгу активно действующих сил, посредством того, что подвергает критическому анализу всю эмоциональную сферу, бывшую издавна в их сердцах, посредством привычки, воспитания и наследия в большей или в меньшей степени, и не нашедшей способа оправдать ее со всех ее сторон. Им кажется, что они нашли лишь темные стороны, эмоций лишенных разума, страха и испуганности, лишенных твердости сердца и жизненного мужества, и закипело их кровь внутри них. И поскольку они не нашли проложенного пути, как осветить светом разума свою эмоциональность, сохраненную с самых древних времен, и также наилучших для нашей нации, возвысить все ее частные детали до уровня разума, возвышающегося, ищущего и исследующего пути мира, стремящегося проложить себе путь в науке жизни, стоящей выше даже чем метафизическая возвышенность.

Поэтому он обратился к презрению и отрицанию, от боли сердечной и от душевной горечи, и от отсутствия смысла жизни многие из этих воинов присоединились к таким партиям, которые раньше были совершенно не известны, и неизвестно, к чему они прийдут, и отдают силы свои чужим.

Да сжалимся мы над этими несчастными, нашими сыновьями и братьями, тонущими в бушующем море духовных несчастий, которые тяжелее любой болезни и боли. Да протянем им слова добра, слова утешения, полные разума и источающие спокойствие и силу, посредством той же самой силы, которая увлекла его внутрь его состояния, потрясенного и разрушенного. Ибо что есть сила, приводящая в движение все изменения, происходящие внутри него, из-за которых мы столь терпим, если не литература? И, если литература столь воздействует на него, понятно, что лишь силой мысли, облаченной в нее, она действует. Хотя собрано в ней также много насмешки, и слов горячащих и лишь воспламеняющих, но тем не менее, если бы не было у нее мыслительной базы, невозможно, чтобы она сущестовала, и приобрела бы столь много сердец, чтобы разрушить и поглотить систематическим образом.

Когда поколение низко, когда его собственная мораль извращена; когда понятия природной справедливости и честности не развиты в нем как подобает – мысль не воздействует на него не в лучшую, ни в дурную сторону, или воздействует очень слабо. Но когда оно возвышается, поскольку оно ощущает внутри себя аристократичность и тонкость, сильнейшую наклонность постичь и измениться к лучшему, и внутреннее постижение многих путей и дорог жизни, даже если они не совершенны, тем не менее, оно жаждет мысли и логики, и вместе с тем – живого, свежего и ясного чувства справедливости.

(перевод будет продолжен, им ирце Гашем)

Оригинал есть на сайте «hebrewbooks.com» в сборнике עקבי צאן

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

3 комментария к “Рав Авраам-Ицхак Кук. «Поколение»”

  1. Только Тшува и духовное(!) объединение способны вернуть евреев под крылья Шхины. На мой взгляд неправильно сводить все духовные беды Исраэля на недостаток культуры поведения в социуме, т.к. духовное единство лежит в более высших Сфирах. Конечно и культура поведения тоже важна, но «корень» данной фундаментальной проблемы явно не в ней.

    Ответить
  2. Excellent article…and I would like to say previous respondant….»Indeed Moishe the low moral value or absence of such is the cause of all our problems»
    I’m witnessing here in Cape Town South Africa, that active gay people, haz ve halila to be next to them, being regularly called to the Torah reading and HABAD accept donationfrom them….!!!!?????» Is this not a case of low moral?

    Ответить

Добавить комментарий для Моше Отменить ответ