Еврейство диаспоры, если оно не получает питания от росы жизни святости земли Израиля, не имеет практического основания по сути.
Еврейство диаспоры висит в воздухе. Его питание – это святость Эрец Исраэль.
Только посредством сердечного видения, основанного на надежде и драгоценных текстах, со стороны будущего и прошлого.
Рав Кук говорит – сто с чем-то лет назад: еврейство изгнания висит в воздухе. Единственное, что дает ему жизнь – это святые тексты прошлого и надежда на будущего.
Меня удивляет другое. Это пишет ортодоксальный еврей, которого зовут рав Кук: «Еврейство диаспоры живет старыми текстами и надеждами на возвращение в Эрец Исраэль».
Ты читаешь рабби Нахмана – у тебя там полнота жизни. Ты и Бог, и у вас любовь, и надо учить Тору и молиться, и все, больше ничего не нужно. Первая Тора рабби Нахмана «Торат ахен», говорит, что нужно соединить хет и нун, хет указывает на мудрость, а нун указывает на молитву… Приходит рав Кук и говорит: я этому не верю!
Ты понимаешь, какой это шок!
После того, как заканчивается шабат, и заканчивается эта атмосфера шабата – и наступает иногда жуткий кризис. И вдруг вот открывается вот такая фраза! Ты чувствуешь, что он отвечает на твой вопрос. «Где ты»?
Еврейство изгнания без питания святости земли Израиля не имеет основы по своей сути. Прошлое и будущее – это то, что нас держит.
Еврейский раввин, который приехал в Эрец Исраэль, на должность раввина.. Он говорит: я честно должен признать, что еврейство без почвы под ногами, это обман и самообман.
Но есть предел, насколько сердечные надежды способны тянуть на себе тяжесть жизни, и проложить дорогу для жизни народа.
Это прекрасные сердечные помыслы, что когда-то мы вернемся в Эрец Исраэль. А когда-то у нас был Храм и были пророки. Вопрос – может ли этим питаться целый народ? Отдельные праведники могут прожить в бет мидраше, питаться рабби Нахманом и т.д. Вопрос, достаточно ли это для целой нации.
Есть граница, на иврите букв. употреблено слово, означающее «пенсия» в современном иврите – есть «пенсия» – евреи изгнания жили на «пенсию», и эта пенсия уже закончилась.
Еврейство изгнания не может основываться на практическом действии, ибо весь образ жизни в изгнании не дает возможность практического действия. И все что остается – это надеяться, что мы вернемся в Эрец Исраэль.
Поэтому еврейство изгнания.. внезапно рушится.
Многовековое здание еврейство, вдруг внезапно – в оригинале выражение «йоред плаим» – я бы перевел внезапно рухнуло. Почему? – Потому что там не было настоящего фундамента. Если дом рухнул – значит он был построен на песке.
Борис: а почему рухнуло христианство?
Ицхак: на том же самом песке все построено. На уходе от реальной жизни.
Единственная надежда еврейства – укоренить его в источнике реальной жизни.
Невозможно находиться в виртуальности 2000 лет.
Которая находится только в Земле Израиля. Даже одна искра настоящей жизни, оживит множество «виртуальной» жизни.
Одна искра реальности может дать жизнь огромному количеству виртуальности.
Рабби Нахман, особенно рав Гинзбург – там все это шифлут и рахамим, как ты низок и как Б-г тебя жалеет – вот и вся виртуальность.. А рав Кук говорит: без капли реальной жизни, эта виртуальность не работает!
Реальная жизнь святости еврейства не раскрывается, но только при возвращении нации на свою землю. И это путь, ведущий к ее возрождению.
Если мы хотим возродить нацию – путь к этому это возвращение на свою землю.
Любавичский ребе был самый большой противник этой концепции. «Быть как все народы…» и т.д.
Но, по-моему, это Маараль.
И все превосходство его духа (духа еврейства) и видения сердца, встанут и оживут настолько, насколько практическая основа займет подобающее ей место, займет место виртуальности, которая уже пришла в упадок.
Чем больше облагораживается мир, чем больше развивается дух человека внутри него, тем больше пробуждается в нем требование жить в согласии с собственной природой.
Человек не готов больше жить в понятиях доброго начала, дурного начала и т.д. Я не хочу выкручивать себе руки в объяснениях, почему я должен поступать так или иначе.
Борис: здесь мы возвращаемся к десяти заповедям. Я говорю о том, что в христианстве говорится, что человек слаб.
Ицхак: это классическая концепция христианства, и иудаизма тоже. Именно с ней спорит рав Кук. Французская революция, Просвещение – человек начал верить в свои силы. Вся французская революция, все Просвещение – это перестать говорить человеку, что человек слаб.
А религия продолжает говорить человеку, что ты слаб. И тебя надо жалеть. Когда человеку говорят, что ты слаб, и ты падаешь, и Б-г тебя жалеет – это классика средневековья. Приходит рав Кук и говорит: чем больше развивается дух человека, тем меньше он готов согласиться с тем, что он слаб и грешен.
Дух человека развивается внутри него. Безусловно, 10 заповедей заложили основу современного общества. Но сегодня 10 заповедей – это уважение к человеческой личности.
Борис: впитались ли в нас эти десять заповедей в нас настолько, что мы можем к ним уже не обращаться. Люди говорят: я буду искать справедливость в своем сердце. А знаешь ли ты, что такое справедливость? Человечество периодически сваливается в такие дебри и ужасы, что ты говоришь: нет, не впиталось. Надо, чтобы это продолжало впитываться.
Развилось ли человечество настолько, что можно отказаться от этой книги?
Ицхак: в конечном счете, заповеди даны в Эрец Исраэль. Их осуществление должно происходить в Израиле. Представь себе дерево, которое вытащили из земли. И пытаются делать «мертвому припарки», чтобы это дерево цвело… Посадите меня обратно в землю, а потом говорите о 10 заповедях!
Это требование — есть в нем много истины и справедливости.
Из этой фразы ты можешь понять, что рав Кук излагает позиции светского еврейства, и признает их справедливость.
И цельные знанием должны очистить ее, и поставить ее на твердую основу.
Он говорит о том, что люди, верные еврейству, должны очистить это, и поставить на надежную основу. Он говорит: они так думают, но я с ними согласен.
Хагай Лондин в комментарии говорит: развитие жизни духа и культуры, не основанное только на традиции и дисциплине, но на внимании к тому, что приносит жизнь и спонтанности.
Чем больше развивается человеческая личность, тем больше человек чувствует, что он хочет слышать внутренний голос, а не внешний.
Борис: это возвращение к вопросу, где Б-г – снаружи или внутри?
Ицхак: внутри.
Человек все больше находит Б-га внутри себя. В своих правильных наклонностях. И даже в тех, которые, кажется, уводят человека с пути – с точки зрения обыденного представления они кажутся ошибкой – он способен поднять это на такую высоту, что сможет основать это на планах силы и счастья
Даже то, что кажется ошибкой, человек может поднять это на такую высоту, которая приведет его к силе и счастью.
Когда народ Израиля пробуждается к возрождению, он находит внутри себя силу и славу, и вся чистота и святость, находимые обычно в подчинении и дисциплине – начинает сиять душевной мощью, когда раскрывается сила нации. И чистым знанием соединяют эти направления духа, и смягчают жесткость
Комментарий говорит: до сих пор рав Кук говорил о том, что человечество требует большего вслушивания в себя. Сейчас он возвращается к вопросу обновления народа Израиля.
Когда душа нации пробуждается – это признак пробуждения внутренних сил, которые не нуждаются в законах или внешних границах.
В прошлом чистота и святость выражались в подчинении традиции. Сегодня это выражается в самопожертвовании на возрождение Эрец Исражь. Эти духи – традиции и возрождения – могут столкнуться между собой. Но люди, обладающие широким сознанием – способны соединить эти два духа.
И услащают пробуждающуюся мощь с помощью подчинения.
Классическая концепция правой ноги и левой ноги в хасидизме. Нецах – правая нога – активная вера. Год – левая нога – пассивная вера. Возрождение Эрец Исраэль должна уравновеситься пассивной верой изгнания.
Осознавая, что каждый дух приводит к цельности.
Может показаться, что еврейство галута вообще не нужно, но именно оно приводит к цельности.
(начало следующего отрывка)
9
Душевная грязь так же, как она способна собраться внутри индивидуальной души, превращая ее в нечто униженное, сбрасывая ее в отбросы жизни – так это может произойти с целым народом.
Иногда человек превращается в бомжа. Рав Кук говорит, что целый народ тоже может превратиться в бомжа.
Десять заповедей – это как себя вести. Что делать с душевной грязью – там ничего не написано.
Есть открытая Тора и есть скрытая Тора. Рав Ицхак (Гинзбург) как-то сказал, что исправление последних поколений – это внутренние вещи. Все шесть тысяч лет это было очищение сознания. А последние поколения — это очищение подсознания. И десять заповедей здесь ничего не дадут.
Рав Кук говорит, что душевная грязь приводит к тому, что человек теряет уважение к себе. И тогда он опускается на самый низ жизни. И то же может произойти с целым народом.
Превращая ее в народ низкий и преступный, презренный и отверженный. Достойный уйти из мира.
Это говорит рав Кук! Что народ способен потерять уважение к себе до такой степени, что он достоин уничтожения!
Чтобы не мешать красоте мира распространяться. Б-жественная чистота, когда она освещена как нужно, она очищает сердце.
Лекарство от душевной грязи – это Б-жественная чистота.