Рав Кук, «Орот аТшува», «Еврейство диаспоры не имеет практической основы».

Еврейство диаспоры, если оно не получает питания от росы жизни святости земли Израиля, не имеет практического основания по сути.

Еврейство диаспоры висит в воздухе. Его питание – это святость Эрец Исраэль.

Только посредством сердечного видения, основанного на надежде и драгоценных текстах, со стороны будущего и прошлого.

Рав Кук говорит – сто с чем-то лет назад: еврейство изгнания висит в воздухе. Единственное, что дает ему жизнь – это святые тексты прошлого и надежда на будущего.

Меня удивляет другое. Это пишет ортодоксальный еврей, которого зовут рав Кук: «Еврейство диаспоры живет старыми текстами и надеждами на возвращение в Эрец Исраэль».

Ты читаешь рабби Нахмана – у тебя там полнота жизни. Ты и Бог, и у вас любовь, и надо учить Тору и молиться, и все, больше ничего не нужно. Первая Тора рабби Нахмана «Торат ахен», говорит, что нужно соединить хет и нун, хет указывает на мудрость, а нун указывает на молитву… Приходит рав Кук и говорит: я этому не верю!

Ты понимаешь, какой это шок!

После того, как заканчивается шабат, и заканчивается эта атмосфера шабата – и наступает иногда жуткий кризис. И вдруг вот открывается вот такая фраза! Ты чувствуешь, что он отвечает на твой вопрос. «Где ты»?

Еврейство изгнания без питания святости земли Израиля не имеет основы по своей сути. Прошлое и будущее – это то, что нас держит.

Еврейский раввин, который приехал в Эрец Исраэль, на должность раввина.. Он говорит: я честно должен признать, что еврейство без почвы под ногами, это обман и самообман.

Но есть предел, насколько сердечные надежды способны тянуть на себе тяжесть жизни, и проложить дорогу для жизни народа.

Это прекрасные сердечные помыслы, что когда-то мы вернемся в Эрец Исраэль. А когда-то у нас был Храм и были пророки. Вопрос – может ли этим питаться целый народ? Отдельные праведники могут прожить в бет мидраше, питаться рабби Нахманом и т.д. Вопрос, достаточно ли это для целой нации.

Есть граница, на иврите букв. употреблено слово, означающее «пенсия» в современном иврите – есть «пенсия» – евреи изгнания жили на «пенсию», и эта пенсия уже закончилась.

Еврейство изгнания не может основываться на практическом действии, ибо весь образ жизни в изгнании не дает возможность практического действия. И все что остается – это надеяться, что мы вернемся в Эрец Исраэль.

Поэтому еврейство изгнания.. внезапно рушится.

Многовековое здание еврейство, вдруг внезапно – в оригинале выражение «йоред плаим» – я бы перевел внезапно рухнуло. Почему? – Потому что там не было настоящего фундамента. Если дом рухнул – значит он был построен на песке.

Борис: а почему рухнуло христианство?

Ицхак: на том же самом песке все построено. На уходе от реальной жизни.

Единственная надежда еврейства – укоренить его в источнике реальной жизни.

Невозможно находиться в виртуальности 2000 лет.

Которая находится только в Земле Израиля. Даже одна искра настоящей жизни, оживит множество «виртуальной» жизни.

Одна искра реальности может дать жизнь огромному количеству виртуальности.

Рабби Нахман, особенно рав Гинзбург – там все это шифлут и рахамим, как ты низок и как Б-г тебя жалеет – вот и вся виртуальность.. А рав Кук говорит: без капли реальной жизни, эта виртуальность не работает!

Реальная жизнь святости еврейства не раскрывается, но только при возвращении нации на свою землю. И это путь, ведущий к ее возрождению.

Если мы хотим возродить нацию – путь к этому это возвращение на свою землю.

Любавичский ребе был самый большой противник этой концепции. «Быть как все народы…» и т.д.

Но, по-моему, это Маараль.

И все превосходство его духа (духа еврейства) и видения сердца, встанут и оживут настолько, насколько практическая основа займет подобающее ей место, займет место виртуальности, которая уже пришла в упадок.

Чем больше облагораживается мир, чем больше развивается дух человека внутри него, тем больше пробуждается в нем требование жить в согласии с собственной природой.

Человек не готов больше жить в понятиях доброго начала, дурного начала и т.д. Я не хочу выкручивать себе руки в объяснениях, почему я должен поступать так или иначе.

Борис: здесь мы возвращаемся к десяти заповедям. Я говорю о том, что в христианстве говорится, что человек слаб.

Ицхак: это классическая концепция христианства, и иудаизма тоже. Именно с ней спорит рав Кук. Французская революция, Просвещение – человек начал верить в свои силы. Вся французская революция, все Просвещение – это перестать говорить человеку, что человек слаб.

А религия продолжает говорить человеку, что ты слаб. И тебя надо жалеть. Когда человеку говорят, что ты слаб, и ты падаешь, и Б-г тебя жалеет – это классика средневековья. Приходит рав Кук и говорит: чем больше развивается дух человека, тем меньше он готов согласиться с тем, что он слаб и грешен.

Дух человека развивается внутри него. Безусловно, 10 заповедей заложили основу современного общества. Но сегодня 10 заповедей – это уважение к человеческой личности.

Борис: впитались ли в нас эти десять заповедей в нас настолько, что мы можем к ним уже не обращаться. Люди говорят: я буду искать справедливость в своем сердце. А знаешь ли ты, что такое справедливость? Человечество периодически сваливается в такие дебри и ужасы, что ты говоришь: нет, не впиталось. Надо, чтобы это продолжало впитываться.

Развилось ли человечество настолько, что можно отказаться от этой книги?

Ицхак: в конечном счете, заповеди даны в Эрец Исраэль. Их осуществление должно происходить в Израиле. Представь себе дерево, которое вытащили из земли. И пытаются делать «мертвому припарки», чтобы это дерево цвело… Посадите меня обратно в землю, а потом говорите о 10 заповедях!

Это требование  — есть в нем много истины и справедливости.

Из этой фразы ты можешь понять, что рав Кук излагает позиции светского еврейства, и признает их справедливость.

И цельные знанием должны очистить ее, и поставить ее на твердую основу.

Он говорит о том, что люди, верные еврейству, должны очистить это, и поставить на надежную основу. Он говорит: они так думают, но я с ними согласен.

Хагай Лондин в комментарии говорит: развитие жизни духа и культуры, не основанное только на традиции и дисциплине, но на внимании к тому, что приносит жизнь и спонтанности.

Чем больше развивается человеческая личность, тем больше человек чувствует, что он хочет слышать внутренний голос, а не внешний.

Борис: это возвращение к вопросу, где Б-г – снаружи или внутри?

Ицхак: внутри.

Человек все больше находит Б-га внутри себя. В своих правильных наклонностях. И даже в тех, которые, кажется, уводят человека с пути – с точки зрения обыденного представления они кажутся ошибкой – он способен поднять это на такую высоту, что сможет основать это на планах силы и счастья

Даже то, что кажется ошибкой, человек может поднять это на такую высоту, которая приведет его к силе и счастью.

Когда народ Израиля пробуждается к возрождению, он находит внутри себя силу и славу, и вся чистота и святость, находимые обычно в подчинении и дисциплине – начинает сиять душевной мощью, когда раскрывается сила нации. И чистым знанием соединяют эти направления духа, и смягчают жесткость

Комментарий говорит: до сих пор рав Кук говорил о том, что человечество требует большего вслушивания в себя. Сейчас он возвращается к вопросу обновления народа Израиля.

Когда душа нации пробуждается – это признак пробуждения внутренних сил, которые не нуждаются в законах или внешних границах.

В прошлом чистота и святость выражались в подчинении традиции. Сегодня это выражается в самопожертвовании на возрождение Эрец Исражь. Эти духи – традиции и возрождения – могут столкнуться между собой. Но люди, обладающие широким сознанием – способны соединить эти два духа.

И услащают пробуждающуюся мощь с помощью подчинения.

Классическая концепция правой ноги и левой ноги в хасидизме. Нецах – правая нога – активная вера. Год – левая нога – пассивная вера. Возрождение Эрец Исраэль должна уравновеситься пассивной верой изгнания.

Осознавая, что каждый дух приводит к цельности.

Может показаться, что еврейство галута вообще не нужно, но именно оно приводит к цельности.

(начало следующего отрывка)

9

Душевная грязь так же, как она способна собраться внутри индивидуальной души, превращая ее в нечто униженное, сбрасывая ее в отбросы жизни – так это может произойти с целым народом.

Иногда человек превращается в бомжа. Рав Кук говорит, что целый народ тоже может превратиться в бомжа.

Десять заповедей – это как себя вести. Что делать с душевной грязью – там ничего не написано.

Есть открытая Тора и есть скрытая Тора. Рав Ицхак (Гинзбург) как-то сказал, что исправление последних поколений – это внутренние вещи. Все шесть тысяч лет это было очищение сознания. А последние поколения — это очищение подсознания. И десять заповедей здесь ничего не дадут.

Рав Кук говорит, что душевная грязь приводит к тому, что человек теряет уважение к себе. И тогда он опускается на самый низ жизни. И то же может произойти с целым народом.

Превращая ее в народ низкий и преступный, презренный и отверженный. Достойный уйти из мира.

Это говорит рав Кук! Что народ способен потерять уважение к себе до такой степени, что он достоин уничтожения!

Чтобы не мешать красоте мира распространяться. Б-жественная чистота, когда она освещена как нужно, она очищает сердце.

Лекарство от душевной грязи – это Б-жественная чистота.

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий