Рав Ицхак Гинзбург: чтобы построить справедливое общество, требуется сотрудничество евреев и народов мира

Добрый день всем.

Я очень рад, что есть пробуждение прийти «слышать слово Б-га», и это действительно то, что может привести избавление в мир, когда все люди пробудятся вместе верить в Б-га, и идти по пути Б-га.

В нашей Торе есть два типа заповедей: есть заповеди, которые следует исполнить в действии. И есть также обязанности сердец.

Шесть заповедей «обязанностей сердец»

Среди заповедей, относящихся к обязанностям сердец, есть шесть особых, постоянных заповедей.

Первая заповедь сердца: вера в Творца

Первая заповедь – верить, что есть Вс-вышний, творец мира. Он — Творец мира, и он также управляет миром. Это первая заповедь из Декалога – Десяти Б-жественных Заповедей, полученных народом Израиля на горе Синай.

Первая заповедь включает в себя также веру в Провидение. То, что вы прибыли сейчас в святую Землю, и мы сидим сейчас вместе с вами – есть на это, несомненно, воля Провидения.

Вторая заповедь сердца: запрет верить или полагаться на кого-либо, кроме Творца

Вторая заповедь из числа шести обязанностей сердца – это вторая заповедь Декалога: запрет верить либо полагаться на кого-либо, кроме Творца, сотворившего мир, и продолжающего его творить.

Первые две заповеди Декалога все мы слышали, весь народ Израиля, все души, включая души последующих поколений, непосредственно из уст Творца мира. Остальные восемь заповедей Декалога мы слышали посредством Моше. Моше слышал напрямую от Вс-вышнего.

Третья заповедь сердца: Единство Творца

Далее идет особая заповедь, в сущности, это декларация еврейского народа всему миру. На святом языке она звучит как «Шма Исраэль, Гашем Элокейну, Гашем Эхад», «Слушай Израиль, Б-г всемогущий, Б-г един». Этот Творец мира – Он един, он не «делится на части», нет никакого разделения в нем, ни с какой стороны, и нет ничего подобного этому в нашем мире. Ибо все, что есть в нашем мире, так или иначе, делится на составные части. Однако Творец не есть часть нашего мира, он не делится на части, и он един. «Гашем эхад». «Б-г един». Это есть третья заповедь.

Все эти заповеди – в сердце. Следует верить и постоянно держать это в своей мысли, соединиться в своем сердце с этими истинами.

Четвертая и пятая заповеди сердца: любовь и трепет перед Творцом

Далее идут еще две заповеди, любить Вс-вышнего, и трепетать перед Ним. Любовь – это влечение сердца. Я хочу быть вместе с Ним, я хотел бы «обнять» Его, хотя я не могу обнять его буквально, ибо нет у Него ни тела, ни подобия телу, как далее мы объясним. И мое сердце буквально влечет меня к Нему.

Трепет – это то, что я стою перед Ним в высшем трепете. Трепет не означает страх, это просто, что Его раскрытие столь велико, что я стою в оцепенении перед этим бесконечным светом.

Шестая заповедь сердца: не допускать посторонних мыслей в сознание

Шестая, последняя, заповедь обязанностей сердца — не допускать посторонних мыслей в свое сознание. Есть два типа посторонних мыслей. Есть мысли о запретных желаниях. И есть мысли «кфира», отрицающие существование Творца, либо отрицающие святость Торы и т.д., не дай Б-г. Мозг управляет человеком, чтобы не допустить этих мыслей в свое сознание.

Все вы, несомненно, слышали о Рамбаме, в Европе его называли Маймонидом. В своей «Книге заповедей» он перечисляет все 613 заповедей, и там он пишет, что есть шесть постоянных заповедей, которые я обязан исполнять каждую секунду своей жизни. Даже когда я сплю, эти заповеди должны быть в моем сердце, в моем сознании. Это как раз те заповеди, которые мы только что перечислили.

Три недели траура – плач о разрушенном Храме, вместе с надеждой на его скорейшее восстановление

Мы сейчас находимся, если считать по еврейскому календарю, по календарю Торы, в первый день после начала трех недель, когда мы вспоминаем разрушение Храма. Мы плачем о разрушении Храма, но мы также верим, что в скором будущем Вс-вышний пошлет нам Избавителя, Мошиаха, и все мы вместе построим Храм для Вс-вышнего. Об этом будущем Храме сказано, «ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов». Это дом для всех народов мира, чтобы прийти, и молиться, т.е., исполнить все эти заповеди сердца – внутри Храма.

Храм в сознании: шесть заповедей = шесть сторон света

Первая медитация каббалы заключается в том, чтобы представить себе эти шесть заповедей, о которых мы только что говорили, и построить вокруг себя духовный Храм. Каждый из здесь присутствующих находится в центре этого духовного Храма, и он должен построить вокруг себя Храм. У нас есть заповедь построить Храм в своем сознании, и жить внутри этого Храма в течение всей своей жизни.

В физическом пространстве есть шесть направлений. Вверх, вниз, направо, налево, вперед, назад. Каждое из этих направлений связано с одной из заповедей, о которых мы говорили ранее. Если я правильно концентрируюсь на этом, я строю вокруг себя то, что называется «Б-жественым пространством». Я строю его посредством своего сознания, своей веры, и своей прилепленности к этим заповедям.

Ось вверх-вниз: Вера и запрет идолопоклонства

Эти шесть направлений составляют три оси. Есть ось сверху вниз.  Направление «вверх» — это то, что выше меня, как говорится в Пиркей Авот, «знай, что выше тебя». Есть представление, что Б-г находится надо мной, поэтому мы одеваем кипу на голову, или головной убор. Даже если я не думаю постоянно о головном уборе – я вижу, что все здесь в головных уборах – покрытие головы символизирует, что есть Кто-то надо мной, есть Вс-вышний, Творец мира. Это есть направление «вверх» в сознании.

Идолопоклонство и все что с этим связано – это направление «вниз». Как только человек ставит свою веру и надежду в зависимость от кого бы то ни было или какой-то силы в мире, которая способна помочь мне, он, как будто бы, падает в пропасть. Нужно построить «перекрытие», «пол» в нашем воображаемом Храме, чтобы не упасть вниз.

Ось справа налево: любовь и трепет

Вторая ось — справа налево. Правая сторона — символизирует любовь. Трепет, это левая сторона.

Если я стою лицом к востоку (מזרח), то правая сторона, правая «стена», это דרום, юг. Южная сторона символизирует в каббале любовь. Она соответствует нашему праотцу Аврааму.

Северная сторона, трепет – это наш праотец Ицхак.

Это двое из праотцов, символизирующих любовь и трепет перед Вс-вышним.

Передний план сознания: милосердие и единство Творца

Третья ось – вперед-назад. Если я стою лицом к востоку, то это направление восток-запад. Передний план сознания – это то, что находится передо мной. Об этом я думаю постоянно, это находится напротив меня постоянно.

То, что должно быть напротив моих глаз постоянно, это единство Вс-вышнего. Сознание того, что Творец мира един, как мы сказали ранее, с любой стороны и в любом аспекте, и невозможно разделить его.

Что объединяет Его? В Торе есть несколько имен, как называют Вс-вышнего. Но есть особенное имя, самое важное – имя из четырех букв, Тетраграмматон, йуд-hей-вав-hей.

Это имя есть мера жалости, то, что Вс-вышний преисполнен жалости к творению. В каббале, качество жалости — это восток.

Юг (правая сторона) это любовь, левая сторона трепет, и жалость – это восток.

Почему имя, символизирующее жалость – именно о нем мы говорим, что Он один (Гашем Эхад)? Это означает, что то, что объединяет Б-га в моем сознании, это постоянное ощущение Его жалости – как в отношении ко мне лично, и также в отношении ко всему миру. «Жалость Его на всем творениям его». Это то, что напротив меня.

Задний план сознания: защита от дурных мыслей

Задний план сознания, западная сторона, это защитить себя от не-хороших мысли.

Это есть шесть постоянных заповедей сердца, и это их кавана[1]. Есть такие, кто думают об этом в течение всего дня, начиная с самого утра, чтобы войти в Б-жественное пространство, построить вокруг себя Храм. Особенно, по воле Провидения, это относится к «трем неделям» траура по разрушению Храма, в которые мы вошли сейчас. Но так это в течение всей жизни. Это сознание – это двадцать четыре часа в сутки, в течение всего дня. И это сознание – это то, что наполняет человека радостью. Что он постоянно находится с Творцом мира, и Творец есть самая сущность блага, и он полон жалости ко мне, и он один.  Не нужно думать более ни о чем, ибо он заключает в себе все.

В этом пространстве, в этом Храме я нахожусь, и находится каждый из нас.

Заповедь молитвы – заповедь, стремящаяся быть постоянной

Есть еще одна заповедь в Торе, не относящаяся к числу постоянных заповедей, но она стремится быть постоянной. Это заповедь молитвы. Когда я нахожусь в Храме, который я выстроил в своем сердце, и мое сознание полно ощущения присутствия Творца, то у меня постоянно есть возможность излить мое сердце перед Ним, благословенно Имя Его.

И поэтому Храм называется «домом молитвы», как сказано в Писании, «ибо дом Мой станет домом молитвы для всех народов». Нужно войти в этот Храм, и молиться. Просить Вс-вышнего блага, для себя, для своего товарища, для всего мира. Просить, чтобы пришел Мошиах… Нужно стремиться к тому, чтобы все время находиться в душевном движении молитвы.

Эта седьмая заповедь сердца, не являющаяся «официально» постоянной, но стремящаяся быть постоянной заповедью. Наши мудрецы учат: «хорошо было бы, если человек молился в течение всего дня». Следует стремиться молиться к Вс-вышнему как можно больше, постоянно.

Связь между семью заповедями сынов Ноя и семью заповедями сердца

Поскольку собравшиеся здесь – бней Ноах, вы, несомненно, слышали о семи заповедях сынов Ноаха.  В продолжении конференции, вы, несомненно, услышите еще глубже и больше о семи заповедях сынов Ноаха. Есть ли связь между семью заповедями сынов Ноаха, и этими семью заповедями сердца в Торе, о которых мы говорили?

Такая связь действительно есть. В каждой вещи в мире есть пнимиют и хицониют – внешняя и внутренняя сторона. Те заповеди, которые мы сейчас объяснили – это сердце, пнимиют заповедей сынов Ноя. Есть семь заповедей сынов Ноя: запрет убивать, запрет прелюбодействовать, запрет воровать, запрет идолопоклонства, запрет проклинать Вс-вышнего, запрет есть орган от живого, и позитивная заповедь установить суды, чтобы судить по всем этим законам. Внутреннее содержание, душа всех этих заповедей – те постоянные духовные заповеди, заповеди сердца, о которых мы только что сказали.

Есть воля Провидения в том, что вы прибыли в Эрец Исраэль, Святую Землю. Святая Земля  – это место, в котором раскрывается, что у всякого явления вовне есть душа. Это в точности то, что мы сейчас учим.

Есть вещи вовне, заповеди, которые следует соблюдать, но нужно знать, что у них есть душа, и нужно соединиться с душой этих заповедей.

Семь заповедей сынов Ноя и семь сфирот

Эти семь заповедей, как семь заповедей бней Ноах, так и шесть постоянных заповедей сердца плюс молитва, которые вместе также составляют семь, в каббале соответствуют семи сфирот. Сфирот – это каналы, посредством которых Вс-вышний творит мир. Их названия в каббале: хесед, гвура, тиферет, нецах, hод, йесод, малхут. Мы сейчас вкратце объясним, каким образом семь заповедей сынов Ноя соответствуют семи сфирот.

«Каббала» как соответствие

Известно, что буквальный смысл слова «каббала» — это «получать»: получить мудрость, получить знание. Но в Торе это слово «каббала» означает акбала, когда одно находится напротив другого. Когда две системы или две структуры находятся как бы одна напротив другой. Каббала означает «соответствие». Это есть изначальный смысл слова каббала в Танахе[2]. Мы сейчас попытаемся установить соответствие между сфирот, с одной стороны, и семью заповедями сынов Ноя (и семью заповедями сердца), с другой.

Три первые сфиры – трое праотцов

Три первых сфиры – хесед, гвура, тиферет – соответствуют трем праотцам. Авраам – правая сторона – любовь. Ицхак – левая сторона – трепет. Яаков символизирует жалость, милосердие, сочувствие и сострадание. Он находится в центре.

Запрет прелюбодеяния – хесед (милость), правая стена Храма

Чему соответствует сфира «хесед» («милость») в семи заповедях сынов Ноя? Есть запрет прелюбодеяния. Прелюбодеяние – противоположность любви. Нужно беречь святую и чистую любовь. Этому запрету соответствует сфира хесед, символизирующая любовь и милость.

Когда я соблюдаю запрет прелюбодеяния, запрет «не прелюбодействуй» в Декалоге – это проявление моей любви к Вс-вышнему, и также истинной любви к человеку, ибо человек создан по образу Вс-вышнего.

Запрет убийства –  гвура (строгость), левая стена Храма

Запрету убийства соответствует гвура, строгость.

Запрет «не убивать» я способен исполнить с помощью качества трепета перед Вс-вышним. Трепет перед Вс-вышним – душа этой заповеди.

Запрет воровства – тиферет (жалость), передняя стена Храма

Запрет воровства находится по  центру. Это сфира тиферет, и это Яаков, третий из праотцов.

Запрет воровства как проявление жалости

Запрет воровства связан с мерой жалости. Так же, как Вс-вышний полон жалости ко мне и ко всем нам, так и мне следует преисполниться жалости ко всем, и не повреждать, не нарушать, не вредить ни в чем другому человеку. Всегда считаться с другим человеком.

Это есть три первые заповеди, как заповеди сынов Ноя (не прелюбодействовать, не убивать, и не воровать), так и душа этих заповедей (любовь, трепет, жалость), которая есть в моем сердце и в моем сознании.

Это также три сфиры (хесед-гвура-тиферет), и трое праотцов — Авраам, Ицхак и Яаков.

Запрет идолослужения и запрет «благословлять» Б-га – направления вверх и вниз, сфирот нецах и hод

Далее идут две сфиры, которые образуют пару – это нецах и hод, в нашей системе координат они соответствуют верху и низу. В заповедях сынов Ноя это запрет идолослужения, и запрет «благословлять» (так обычно выражаются на святом языке, используя эвфемизм слова «проклинать»), запрет говорить нечто против Творца. Они находятся напротив нецах и hод. В постоянных заповедях это заповедь веры в Творца, и заповедь «не будет у тебя других Богов передо мной», не верить ни во что, кроме Вс-вышнего.

Запрет есть орган от живого – импульсивность, задняя стена Храма, йесод

Шестая заповедь сынов Ноя –  запрет есть мясо еще живого животного. Что это означает сегодня? Сегодня большинство людей не занимаются тем, чтобы схватить какое-то животное, оторвать от него кусок мяса и съесть. Что же это означает сегодня, нечто, что является серьезной проблемой всех людей, как евреев, так и неевреев? Это называется импульсивностью.

Импульсивность означает, что у человека есть некая страсть, и он немедленно стремится удовлетворить ее. У него нет силы сдерживаться. Сдерживаться означает также контролировать свои мысли. Как только человек замечает, что ему в голову пришла дурная мысль, он должен стремиться изгнать ее из своего сознания.

Это заповедь, которая соответствует задней стене Храма. Это сила сдерживания, сдерживаться против импульсивности.

Это внутренний смысл и душа заповеди не кушать орган от живого.

«’Нет-да’ слуга мой Моше»

Из всех заповедей сынов Ноя, первые шесть — заповеди «не делай».

Есть два типа заповедей – то, что запрещено делать – заповеди «не делай», и то, что следует делать, они называются заповеди «делай».

Во всей Торе у нас есть 613 заповедей, также среди них есть больше заповедей «не делай» чем «делай»: есть 365 «не делай», и есть 248 заповедей «делай».

Но среди заповедей сынов Ноя – все шесть, о которых мы говорили, это заповеди «не делай», и есть только одна заповедь «делай». Эта последняя заповедь, «делай» — цель и смысл всех шести заповедей «не делай».

Есть особый стих, который говорит о Моше рабейну, даровавшем нам Тору. Писание говорит: «не так слуга мой Моше[3]. Во всем моем доме» – Храме, который мы построили сейчас – «верен он». Это значит, что прежде всего следует исполнить запрет, «нет», «уйди от зла». И только после этого и посредством этого есть силы, чтобы исполнить «да», «твори добро». «Нет-да», «нет» предшествует «да».

И поэтому в заповедях сынов Ноя сначала идут заповеди «не делай», шесть раз «нет», и только после этого есть одно «да». Что есть это «да»? «Да» — создать систему судопроизводства, или, другими словами, заботиться об установлении справедливого общественного устройства.

Заповедь «делай»: справедливое общество

Недостаточно, чтобы каждый человек, как частное лицо, стремился к личному совершенству. Вс-вышний желает, чтобы человек жил в обществе, и чтобы это было справедливое общество.

Бен Ноах должен жить все время с сознанием, что на нем лежит святая обязанность заботиться об исправлении мира. Эта заповедь соответствует позитивной заповеди Храма, заповеди «делай» Храма – молитве.

Молитва и исправление общества

Есть связь между молитвой, и между тем, чтобы заботиться об установлении справедливости в мире. Обе эти заповеди связаны со сфирой малхут, в каббале это называется тикун а-малхут[4].

Царь Давид, царь Израиля, заботившийся об исправлении общества, говорит о себе в книге Теилим: «и я – молитва». Вся моя сущность, все что я делаю внутри себя, перед Вс-вышним – это молитва.

Человеку, занимающемуся делами общества, больше всех требуется молиться. Молиться, чтобы Вс-вышний помог ему не совершить несправедливости в суде. Молиться, чтобы управлять своей страной справедливо.

У каждого из нас есть арена, где руководство лежит на его плечах. Каждый человек в мире заботится не только о себе, он должен заботиться также о множестве людей вокруг себя. И он должен постоянно находиться в сознании молитвы во имя исправления мира. В конечном счете, установление справедливого общественного порядка означает принести избавление в мир. Это позитивная заповедь сынов Ноя, молитва, о которой сказано, «дом мой домом молитвы назовется среди всех народов[5]».

Исправление семейной жизни

Исправление общества начинается с дома каждого из нас. Хотя это не входит в число семи заповедей сынов Ноя, но сказано: «не ради хаоса сотворил ее, но чтобы населить ее, создал ее[6]». Вс-вышний желает, чтобы каждый создал семью, построил дом. Дом – это его частная арена, это наиболее близкая к нему сцена, где он должен заботиться об исправлении, используя всех те добрые качества, о которых мы говорили, начиная, и прежде всего, с любви.

Вера и супружеская верность

Подобно тому, как две первые заповеди – это верить в Б-га и не верить ни во что, кроме Него, так это и внутри дома. «Вера» означает также верность. Когда создают семью – должен быть только один партнер, и следует хранить верность только ему.

В Песни Песней связь жениха и невесты служит аллегорией связи между нами и Вс-вышним. Мы – Его невеста. И Он – наш жених. Все начинается, прежде всего, с веры, а вера означает верность. Есть только один, нет второго, нет третьего, есть только один.

Молитва – символ интимной связи между супругами. «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю»

Также связь между супругами, внутренняя, интимная связь называется «тфила» («молитва»). Смысл слова «тфила» на иврите – «соединиться вместе». Молитва означает прилепленность. Также в доме, там, где происходит соитие между супругами, чтобы исполнить первую заповедь, которую Вс-вышний дал Адаму и Хаве, «плодиться и размножаться, и наполнять землю». Мы сказали ранее, что Вс-вышний создал мир, чтобы населить его, и нужно позаботиться, чтобы были дети, таково желание Вс-вышнего. Как Он создал нас, так Он желает, чтобы мы научились от Него, что также нам следует творить миры. Как творят мир? Посредством того, что приводят детей в мир. Также это – в истинной любви.

Говорится в каббалистических книгах, что даже у неевреев, если есть истинная любовь между супругами, то у ребенка, который родится на свет, будет стремление принять гиюр, стать евреем. На иврите, слово «любовь» (אהבה) и «один» (אחד) имеют одно и то же числовое значение, 13. Когда есть любовь – есть стремление к единству.

Суть иудаизма – что есть только Один. Нет второго или третьего, есть только Один, абсолютное единство. Один – это любовь.

Я хочу завершить этим, это важно: если оба родителя, даже неевреи, по-настоящему любят друг друга, и хранят верность друг другу, у них родятся дети, которые захотят принять гиюр, стать евреями.

Каковы правильные взаимоотношения между евреями и неевреями?

Вопрос: в одной из книг рава сказано, что есть 613 заповедей сынов Израиля, и семь заповедей сынов Ноя, и вместе это составляет 620, гиматрия (числовое значение) слова «кетер» (корона). Я понимаю отсюда, что речь идет о некоем взаимодействии между сынами Израиля и народами мира. Каким образов в точности это должно осуществляться?

Евреи и неевреи: учителя и ученики

Рав: у нас есть целая книга, «Каббала для народов мира», в этой книге объясняется, что правильные взаимоотношения, во имя исправления общества, и во имя того, чтобы привести геула (избавление) в мир, между евреями и неевреями — очень близки к взаимоотношениям учителя и ученика.

Однажды спросили у Любавичского Ребе, как понять суть различия между евреями и неевреями. Он ответил, что еврей – учитель по своей сути. Добрый нееврей открыт, чтобы слушать и воспринимать, и ищет такого сотрудничества. Так же как вы здесь сидите и слушаете. Это есть правильные взаимоотношения между евреями и неевреями. Если мы сможем выстроить такую систему взаимоотношений, мы вместе приведем избавление.

Чтобы привести геула, требуется сотрудничество неевреев и евреев

Для того, чтобы привести геула – нужны как евреи, так и неевреи. Но требуется много доброй воли и открытости, как со стороны неевреев, так и со стороны евреев. Каждый должен пойти навстречу другому.

То, что мы видим, что все большее и большее число неевреев все более и более готовы к избавлению, и хотят сотрудничать с евреями, есть один из признаков избавления.

Мы только что сказали, что когда есть истинная любовь между родителями, то родившийся ребенок с большой долей вероятности захочет принять еврейство. Мы не говорим, что все народы мира должны принять иудаизм, ибо в исправленном обществе нужно, чтобы было много неевреев, правильно исполняющих семь заповедей сынов Ноя. Но определенный процент – и это также признак приближающегося избавления – захотят присоединиться к еврейскому народу. Особенно те, кто хотят жить здесь, на Святой земле, они должны стать неотъемлемой частью еврейского народа.

Различие между неевреями и евреями: потенциал и реализация

Одна из наиболее важных вещей, о которых говорится в этой книге: мы верим что это так, и так это по каббале, что у каждого еврея есть внутри его сердца часть Вс-вышнего Свыше действительно. Что в отношении неевреев? Говорится, что различие между евреем и неевреем – это степень реализации. У еврея это актуализовано. У нееврея это потенциал. Также у нееврея есть Б-жественная искра, Б-жественная душа, которая как-бы парит над ним сверху, и это то, что пробуждает его исправить свои пути. Это как «потенциал» и «реализация».

Некоторые ошибочно думают, что иудаизм это «расизм»…   Но на самом деле это в точности наоборот. Ибо иудаизм утверждает, что у каждого человека в мире есть потенциал стать евреем. Если он только желает этого. И даже если он не желает этого, у него есть потенциал быть порядочным человеком, привлечь немного из «окружающего» света его Б-жественной души внутрь себя.

Я желаю всем участникам конференции, чтобы ваш визит в Святую землю был как можно более плодотворным, чтобы вы получили много-много света и пробуждения, и, как мы сказали ранее, чтобы все мы вместе, евреи и неевреи, объединили наши силы, чтобы вместе привести геула (избавление) в мир.

Тогда все будет иначе, вся тьма превратится в свет. И это очень подходит для того периода времени, в котором мы сейчас находимся, три недели, когда мы думаем о строительстве Храма.

 

Источник: Встреча рава Ицхака Гинзбурга с участниками Третьей Конференции «Бней Ноах»

 


 

[1] Намерение

[2] Ср. Шмот 26, 5: «совпадающие петли» («макбилот а-лулаот»). Мы видим здесь, что в языке Танаха «каббала» означает «одно напротив другого». Прим. переводчика

[3] На иврите «кен» означает «да», и означает «так». Поэтому приведенный стих можно трактовать как «нет-да слуга мой Моше»

[4] Исправление качества малхут

[5] Йешая, 56, 7

[6] Йешая, 45, 18

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий