В Талмуде есть такая байка — Хазаль один раз насточертело все что делает дурное начало в мире. Поймали они это самое «начало» и посадили под замок на три дня.
Предсказуемо, но дети перестали зачинаться, и яйца перестали нестись… Через три дня искали свежее яйцо для больного и не нашли… Тогда Хазаль решили снова выпустить дурное начало на свободу
Сказка ложь да в ней намек. Человек способен убить свое «дурное начало» постом, как говорится в Тании. Только после этого он будет неспособен вообще что то делать в этом мире (не только плодиться и размножаться — любая деятельность в этом мире основана в той или иной степени на «йецер» — прославиться, реализоваться и т.д. — это все разные виды «йецеров»).
Хорошо если его «йецер» только три дня сидит в чулане. Выбежит и побежит. А если тридцать лет?
***********
Рав Кук, кстати, в Орот аТшува говорит открытым текстом о том, что тшува ослабляет человека, и уподобляет процесс (нижней) тшувы «электрошоку». Дальше, по раву Куку, должен прийти через высшей тшувы, наоборот, укрепляющей силы человека и наполняющей его энергией.
Может, я заснул по дороге и пропустил станцию с названием «высшая тшува»?
***********
Есть, несомненно, крайние случаи. И о них тоже речь. Но почему большинство баалей тшув (включая меня самого) производят впечатление людей с подрезанными крыльями? Где мое желание изменить мир, сделать что то значимое, которое было у меня в молодости? Что осталось от него?
https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1326887117323832