Диагноз: тшува

Галут – изгнание – разрыв связи народа Израиля и земли Израиля – подобно разрыву связи души и тела. Тело оторвалось от души, и душа оторвалась от тела. Когда тело и душа окончательно «разрывают отношения» – человек умирает, не дай Б-г. Но возможны промежуточные состояния, когда человек жив, но связь души и тела ослаблена. Мой знакомый психиатр-хабадник говорит, что причина большинства душевных расстройств – это нарушение контакта между душой и телом. Возвращая душу назад в тело – можно вылечить большинство душевных заболеваний. В этом смысле галут – «душевная болезнь» еврейского народа, а если смотреть еще шире – это «душевная болезнь» всего мироздания. Так, собственно, и говорится в Зогаре, «Шхина больна в изгнании».

Связь еврейского народа с Торой также подобна связи души и тела. Когда это связь разрывается – народ умирает (то, что мы, увы, наблюдаем на протяжении последних ста пятидесяти лет – как только евреи оставляли Тору – от еврейского народа очень быстро не оставалось ничего. Сто лет назад на территории бывшей Российской империи проживало 10 миллионов евреев. Сегодня осталось несколько сот тысяч. Война, а затем – высокая ассимиляция и низкая рождаемость, ну и конечно же – алия – и от прославленного восточноевропейского еврейства не осталось почти ничего). Можно подумать, что в здесь, в Израиле, нам это не угрожает? Большой вопрос. Многие, и отнюдь не только религиозные исследователи задают вопрос, насколько ментальность современного молодого израильтянина – это еврейская ментальность. Без «подпитки» Торой – еврейская ментальность и еврейская гениальность очень быстро сходят на нет.

Также связь Торы с материальностью можно уподобить связи души и тела. Как мы уже сказали, галут оторвал евреев от земли Израиля, оторвав их также от связи с материальностью, превратив их в «людей воздуха». Особенно это нашло свое выражение в людях Торы – изучение Торы превратилось в чистую духовность, не особо нуждающуюся в материальности (как ни странно, с переездом большой части религиозного еврейства в Израиль – эта тенденция «чистой духовности» иудаизма не только не стала меньше, но во многих кругах еще усилилась. Галут, как известно, находится внутри, а не снаружи).

В этом смысле движение «аскала», принесшее, как известно, неисчислимые беды еврейству вообще, и религиозному еврейству, в частности – явилось, по сути «реакцией организма» на разрыв связи между материальностью и духовностью. Не желая более оставаться «людьми воздуха», оторванными от реальности и материальности, и не видя возможности соединить современную им Тору и общину с материальным миром – поколение аскалы решило разорвать свою связь с Торой ради того, чтобы укрепить свою связь с миром.

В этом контексте движение тшувы, по идее, должно было бы стать не столько возвращением к «духовным корням», сколько попыткой соединения этих двух разорванных сущностей – Торы и материальности. Должно было стать, но не стало, ибо, хотя первая ступень возвращения – это некоторый внутренний драйв, идущий из самой глубины души и тела, некий «генетический зов», пронизанный духом единства и объединения, стремления к Земле Израиля и народу Израиля, но дальше вступают в игру книги – святые книги — написанные в изгнании, учителя – святые учителя – проникнутые духом изгнания, и они приносят дух изгнания в баалей тшув, изначально запрограммированных на «мешихистскую тшуву», призванную объединить материю и дух. Очень быстро новоиспеченный баал тшува убеждается (или его убеждают), что его внутреннее ощущение единства со своим народом и с его землей, его внутреннее стремление к объединению материи и духа, Торы и науки – неправильно, «некошерно», и вообще – это означает, что он еще не сделал тшуву. Так, поднимаясь со ступени на ступень галутной тшувы – баал тшува все сильнее разрывает свою связь с землей Израиля, с народом Израиля и вообще – с материальным миром. Как уже говорилось, разрыв связи души и тела – это душевная болезнь. Подобно тому как «Шхина больна в изгнании», так и «баал тшува болен в изгнании», он болен, пока не способен раскрыть и реализовать свой потенциал, свою связь со своим народом и с его землей.

Где же выход? Есть такое понятие, что для того, чтобы исправить (нижнюю) тшуву – нужно делать «тшуву на тшуву». Слова Любавичского Ребе о том, что наше поколение – поколение избавления – это не пустой звук. «Генетически» мы ориентированы на «мешихистскую» тшуву, соединяющую материю и дух. Мы должны сделать «тшуву» за нашу тшуву, и эта «тшува на тшуву» – должна быть настоящей «мешихисткой» тшувой, возвращающей «душу» Торы в «тело» еврейского народа, земли Израиля и материального мира. Только такая тшува способна привести Мошиаха.

Series Navigation<< Движение Адераба – «Голоса из мира Тшувы»Рав Гинзбург и «революция баалей тшува» >>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “Диагноз: тшува”

  1. Ну, наконец-то!
    (Повторяю свой коммент из сообщества «Маханаим)
    Это квинтэссенция проблемы сегодняшнего еврейства. Причем от этой проблемы тянутся ниточки ко всем остальным вопросам: политическим, социальным, культурным, психологическим, даже научным.
    Проблема как раз в том, что еврейская наука занимается исключительно понятийностью. Даже Тора, материал изначально абсолютно материальный, изучается только в абстрактном, понятийном ключе. Известно, ведь, (опять же из нееврейских источников) что наука начинается там, где начинается количественный анализ и, соответственно, подключается математический аппарат. В еврейской науке нет математического аппарата и нет количественного анализа. Но зато используются логические элементы материального происхождения, но еврейская наука даже не думает объяснить, откуда они взялись. Например, почему 1+1=2? И почему 2 больше, чем 1? И что такое «больше»? Короче говоря, не видно, чтобы кто-то всерьез занимался вопросом, каким именно образом Б-г создал конкретный материальный мир.
    Или я неправильный БТ или вообще НЕ?..

    Ответить

Добавить комментарий для micnik Отменить ответ