Ортодоксальный модернизм

Некоторый промежуточный итог последних статей о нашей тшуве, на самом деле, для самого меня прозвучал несколько неожиданно.

В поисках такого иудаизма, который бы не насиловал совесть, не противоречил бы разуму, не отягощал бы излишними строгостями, не отрывал бы от современной цивилизации – и при этом сохранял бы всю святость и прелесть традиции – я, можно сказать, «открыл Америку». Все это, оказывается, давно открыто и изобретено, и называется это «ортодоксальный модернизм«.

Беглое прочтение нескольких статей по современной ортодоксии убедило меня, что многие идеи и рава Кука и рава Соловейчика – отцов современного «ортодокс-модерна» – взяты именно из хасидизма.

Возможно, именно в этом направлении станет развиваться и Хабад, если он хочет остаться на «карте» иудаизма учением, идущим вперед и предлагающим решение современных проблем, а на просто еще одним историческим казусом 18 века в веке 21.

Вопрос только в том, хватит ли у руководства Хабада (если таковое существует вообще) правильно «прочитать карту» современного состояния дел, понять, что «йехи» – это путь в никуда (это красиво, это зажигает, но это не решает никаких проблем – это просто уход от реальности. Дискотека тоже «зажигает», наркотики и алкоголь тоже «зажигают») , понять что изоляция от всей современной ортодоксии – это также путь в некуда, и что пришло время перелить старое вино в новые мехи.

«Дор hолех ведор ба» – «поколение уходит и поколение приходит» – каждое поколение отличается от предыдущего. У каждого поколения есть свой «Мицраим» — наследие предыдущих поколений, становящееся тесным и неадекватным современности, каждое поколение должно выйти из Мицраим и перейти через море. Чтобы удостоиться рассечения моря — нужно просто идти вперед. Не пытаться вернуться назад, не пытаться искусственно сохранить устаревшие, не адекватные современности формы, а — идти вперед, «в ногу со временем». Вс-вышний обновляет мир изо дня в день, из года в год, из поколения в поколения. Тора внизу должна быть попросту «синхронизирована» с Торой наверху. Кардинальные изменения в социуме в последние 150 лет должны найти адекватное отражение в иудаизме вообще, и в хасидизме – в целом.

Каждый из нас рождается на свет с определенной «версией» Небесной Торы, соответствующей своей эпохе, и телу, в которое облачается данная душа. Мы говорим в наших молитвах «дай нам наш удел в Торе твоей» — найти «версию» земной Торы, соответствующую той небесной «версии», прошитой в душе каждого из нас.

Выражаясь крылатым выражением Алтер Ребе в предисловии к Тании – «путь долгий и короткий» – сегодня долгий, но ведущий к цели путь – это путь через «Тора ведерех эрец» – сочетание Торы с работой в этом мире, с открытостью науке, философии, современному менеджменту и современной психологии.

«Яма пуста, воды нет в ней» – если человек не способен заполнить себя целиком верой – а современный человек не способен на это, как правило, то «незаполненные области» быстро заполняются субстанциями, далекими от святости. И даже в области разума – современный человек не способен заполнить свой разум целиком разумом Торы – и, чтобы не оставалось «пустот» – нужно заполнить разум современной наукой. И, особенно – в области эмоций и действия. Мы не способны целиком подчинить наши эмоции сфере чисто Б-жественной. Замыкаясь на чисто Б-жественной сфере – мы чрезвычайно обедняем наш эмоциональный мир, и наступает эмоциональный голод, который может привести к разнообразным неприятным последствиям (см. напр. последнюю статью). То же относится и к сфере действия – наши действия не могут быть ограниченны лишь святостью. Это вызывает еще больший голод, ибо это противоречит самой природе человека – «захватывать землю», действовать в материальности мира и изменять его.

Таким образом, «ортодоксальный модерн» – это отнюдь не «облегчение» в соблюдении заповедей, а, скорее, приведение религии в соответствии с психологией и потребностями современного человека.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

13 комментариев к “Ортодоксальный модернизм”

  1. Черепицою шурша, едет крыша неспеша.
    Ты на верном пути.
    Следующий этап за «ортодокс-модерном» — консерватив,
    далее — реформисты,
    далее — ликуд,
    далее — кадима,
    далее — мерец,
    а в коммунистах ты уже был.
    & науц тхилатам бе-софам ве-софам бе-тхилатам …

    Ответить
    • Блин, Шломо, я на тебя удивляюсь.
      Неужели рав Кук или рав Соловейчик были глупее нас с тобой?
      Просто они увидели проблемы раньше («хахамим эйней а-эйда»), а большинство так и продолжает идти с закрытыми глазами. А когда кто-то включает свет — раздается крик «не мешайте спать».
      Ты сам — типичный модерн-ортодокс — со светским образованием, с нормальной светской специальностью, с достаточно светским отношением к религии. Ты только не в курсе, что ты пишешь стихами.

      Ответить
      • «рав Кук или рав Соловейчик» не видели переписку ребе Раяца с Герер Ребе. Поинтересуйся.

        Ответить
          • Тривиально. Но не имеет отношения ко всему вышесказанному.
            Проблема в неправильно понимаемым кабалат оль и иткафия. Если понимать это как «давить и не пущать» — тогда бубет хрень. Или срыв, или тоска.
            Но у Ребе (а Рав только этом и занят) это иначе (цитата):
            «Любавичский Ребе неустанно напоминает, что основой еврейского мировоззрения является кабалат оль, примат действия над пониманием.
            Евреи вообще таковы по натуре: во время дарования Торы они ответили Всевышнему «выполним и постараемся понять». Всё, что Ты от нас хочешь – сделаем, даже не понимая.
            Казалось бы, всю жизнь постоянно исполнять непонятные действия, что за участь для Человека Разумного! От этого веет безысходностью…
            Но Ребе подчёркивает, что это неверное представление об еврействе.
            Еврейская кабалат оль пронизана счастьем!
            Еврейская кабалат оль несёт в себе радость и наслаждение!
            Как это можно осмыслить?!» (конец цитаты)

  2. Понимаю, Ваш поиск, но… то что Вы ищете находиться внутри нас.Модерн ортодокс, как и михрохи имеют два выхода- или в светсткое общество или в классическую жизнь, как было веками, в мире Торы: работа и учеба, причем это не хидуш модерн ортодокс. И нет «Кардинальные изменения в социуме в последние 150 лет должны найти адекватное отражение в иудаизме вообще, и в хасидизме – в целом.», потому что все это маска (завеса)этого нижнего мира.Если ты варищься внутри и все это вокруг, то конечно много нового. Если ты над этим живя в этом и рассматриваешь события и предметы с точки зрения того, что все это уже есть в Торе и она первична, то таки да поколения уходят итд, но нет нового в этом мире.Все , что было то будет…
    Читая Ваши мысли последнее время, мне видется, что Вам стали просто тесны рамки одной ветки, внутри Торы. Но из за этого не стоит искать «новостей с наружи», ведь их так много внутри. Успехов.

    Ответить
    • Каноим.
      Светское общество — такое же творение Вс-вышнего, как и мир внутри нас.
      Вся идея времен Мошиаха — это раскрытие Б-жественности материального мира.
      «Классический» иудаизм — это ситуация «бэлеэйс брейро» — в условиях гетто нужна была какая то замена нормальной еврейской жизни — и она была создана.
      «ал а-геула» — талмуд Йерушалми, «веал а-тмура» — талмуд Бавли — так приводится в Зогар
      Я думаю, что если посмотреть иудаизм времен, когда Израиль находился на своей земле — то это будет ближе к религиозному сионизму, чем к классическому «литовскому» направлению

      Ответить
      • Ицхак, да кто спорит-все творение Хашема. И С»Н (йецер оро) то же.
        Проблема в том, что «нормальная еврейская жизнь» это жизнь, как написал Ваш последний адмор — жизнь в недельной главе Торы. Это и есть жизнь, в ногу со временем.Что именно, во время жизни в ЭИ -1 и 2 храмов было близко к религиозному сионизму? Может то, что ЭИ была на 1 месте как самоцель, а после нее Тора?Может задирание с народами мира, на пустом месте. просто потому, что мы как все крутые и имеем армию? Может во время Довида а Мелех величайшего из наших военноначальников очень успешного, он выселял своих граждан с мест где сам их поселил 50 леь до того?Таких «может», столько, что поля не хватит, для ответа.Основа жизни евреев в ЭИ была Тора . Как только отходили, получали по шее. Разница в том, что на их уровне акт и факт, были видны ими сразу и пророки помогали увидеть, что за что?А в наших сиротских поколениях, С»Н так усилен, что переворачивает с ног на голову, многократно.Потому что Машиах близко, так усиливаться он. ««ал а-геула» – «веал а-тмура», использует в своей работе Сатмар ров,там очень понятно описано, как и почему С»Н, смог сбить нас тельцом и сбивает с пути Торы сейчас.Успехов.

        Ответить
        • Каноим,
          Есть два подхода:
          1) «шита» против «шиты». Берем «шиту» сионизма (модернизма) и сравниваем с «шитой» Торы.
          Вот блестящий образец такого сравнения, принадлежащий перу Уриеля Циммера
          http://chabad.info/index.php?url=article_he&id=61308
          2) «мециют» против «мециют». Т.е., мы смотрим не столько на шиту, сколько на реальность.

          Понятно, что по первому варианту (особенно — если «шиту» понимать в лоб, по пшату, как это делает У. Циммер) — от сионизма ничего не остается.
          Однако по второму, когда мы смотрим, что реально происходит в харейдмном обществе, насколько оно само соответствует собственным критериям — критериям собственной шиты и критериям Торы, и когда мы видим, насколько харейдимное общество тут и там ведет себя против Торы — вот тогда мы начинаем понимать, что на самом деле происходит.

          Тора — это не просто абстрактная красивая (и святая) теория. «Ло башамаим ги» — эта «теория» обязана взаимодействовать с действительностью. Если действительность изменяется — то теория тоже должна корректироваться, иначе «осел» упадет под «поклажей»

          Ответить
  3. 1.У синизма(не путать с модернизмом), в принципе нет шиты, кроме притянутого ими рав Кука.
    Рав Циммер, не примитивен по пшату. У него была задача, объяснить обычным баль а батим, что и как. Он как Вы верно отметили , справился блестяще.
    Но более углубил тему до него рав Вассерман ЗЦ»Л(отомстит Хашем за его кровь).
    Вы знаете, что когда Хашем хочет запутать, наказать стадо, (не дай Б-г), он ослепляет вожака.Из за поколения не делающего по Торе, не изменяют Тору. Иначе еще во времена жизни в ЭИ,до разрушения Храмов, когда верных Торе было очень мало в один из периодов,нужно было бы по логике изменить Тору? А ведь это именно то чего так упорно добивались наши недруги, от Лавана до греков., итд.Немного подправить шабес, чуть уменбшитьс трогость в понимании мамзер, как Горен итд… и вот Вам «новая Тора». Все было и все будет, нет ничего нового под солнцем.
    2. Когда осел падает, это говорит о ряде вещей который нужноп роверить
    -осел болен
    — маленький осел, нагружен весом для большого осла
    -не правильно разместили груз.
    Но все эти вещи, не определяют качество груза, плохой он или нет.Успехов и гит Шабес.

    Ответить
  4. -Я еще раз повторю- рав Кук, (не наш уровень обсуждать что он делал и как), имеет сомнительное отношение к сионизму.Для меня достаточно реакций его великих современников, в части его арбот Ойрос итд. Рав Зоненнфельд его личный друг четко обозначил свое отношение, Сатмар ров, чуть позже,есть и другие.Мне в приницпе достаточно мнения об освоении земли сионистким путем, даже одного р. РАШАБА ЗЦ»Л.
    Его всепоглощающая любовь к еврею, сыграла с ним дурную шутку , как сказал один его современник….
    Ашкафа это изменения ВНУТРИ, а не изменения, в угоду временным мнениям общества, Торы с пробоем оград.(Хас ве шолем)
    -«Тора – это не просто абстрактная красивая (и святая) теория. «Ло башамаим ги» – эта «теория» обязана взаимодействовать с действительностью. Если действительность изменяется – то теория тоже должна корректироваться,»
    Корректировка это изменение, если Вы хотели сказать, что то другое то исправьте термин, на другой.

    Ответить

Добавить комментарий для Шломо Отменить ответ