Грех дерева познания с точки зрения каббалы

Продолжая начатую здесь тему, можно подытожить, что, хотя «реализация связи» в действии – это сфират йесод, но «мозг связи» – это сфират даат. Таким образом, если мы хотим «исправить связь» – то, прежде всего, следует исправлять сфират даат.

Требуется разобраться более глубоко в том, что представляет собой эта сфира.

Мы уже говорили, что десять Б-жественных сфирот, соответствующих десяти силам Б-жественной души и облачающиеся в них, делятся на две группы: разум и эмоции. Три сфиры разума – хохма, бина и даат. Семь сфирот эмоций (точнее – шесть, седьмая – это уже практическое действие): хесед, гвура, тиферет, нецах, hод, йесод, малхут.

Сфира хохма обычно определяется как «барак а-маврик», «сверкающая молния», это, если хотите, «эврика!» Архимеда. Хохма – это первичная мысль, первичное понимание, вспыхивающее подобно молнии. Алтер Ребе называет хохма «кадмут а-сехель», «пред-разум», объясняя, например, что буквы, которые мы произносим – ни форма, ни произнесение букв не контролируется разумом[1], а относится к «пред-разуму». Еще одно определение хохма – это «коах-ма», способность само-устранения перед Б-жественностью. В хохма раскрывается бесконечный Б-жественный свет, и поэтому в хохма есть битуль – самоустранение перед Б-жественностью. Алтер Ребе объясняет также в Тании, что способность на мсирут нефеш – отдать жизнь за веру, которая есть в каждом еврее – также коренится в хохма.

Я бы сказал, что хохма – это «приемный контур» мозга, способный улавливать бесконечный Б-жественный свет, и трансформировать его в нечто, постижимое разумом. Любое постижение изначально интуитивно и неформально, лишь потом оно облачается в буквы разума.

Вторая сфира – бина – это, собственно, постижение, собственно разум. Обычно, когда мы говорим «разум» – имеется в виду именно бина. Задача бина – схватить «точку» постижения хохма, и «построить» (корень «бина» означает также «ливнот» – строить) из нее цельное строение, вверх, вширь и вглубь.

Хохма и бина сравниваются с отцом и матерью, порождающими вместе «ЗО» – шесть эмоциональных сфирот, и малхут – сфиру действия вовне.

Когда мы подходим к даат – начинаются сложности.

Как мы уже сказали, хохма и бина – это пред-разум и разум. Шесть сфирот – это эмоции. В чем же тогда состоит функция даат – промежуточной ступени между этими двумя группами? Требуется ли еще какой-то посредник, переводчик, между разумом и эмоциями?

На самом деле, иногда, при перечислении десяти сфирот начинают считать с кетер, и тогда даат вообще не считается — в даат есть нечто трудно уловимое.

Чтобы понять это, следует обратиться к нескольким высказываниям Разал и Письменной Торы. Каббала, по выражению рава Ицхака Гинзбурга, это «акбала», «проведение параллелей«. Находя параллели в письменной и устной Торе, мы способны глубже проникнуть в суть вещей.

Первое выражение, которое приходит в голову: «катан эйн бо даат». Ребенок до бар-мицвы – нет в нем даат. Это, собственно, соображение, приводимое в Разал, почему ребенок до бар-мицвы свободен от исполнения заповедей.

Что значит, «нет в нем даат»? Можно ли сказать, что  ребенок в 12 лет еще ничего не понимает? Очевидно, нет! Ребенок в 12 лет может быть «гаон» (и таких примеров есть немало). Очевидно, что «даат» не означает здесь просто разум, имеется в виду нечто более глубокое и тонкое.

В Письменной Торе есть две знаменитые фразы, в которых употребляется корень «даат», которые, на самом деле, являются ключевыми для понимания, что представляет собой эта сфира.

Сначала Тора рассказвыает нам о грехе «эц-а-даат». Поев от запретного плода, человек привел смерть в этот мир. После всех объяснений, в чем состоял его грех – на самом деле, все еще непонятно, за что его так строго наказали…

Есть в этой истории еще один момент, центральный для понимания всего происшедшего: до греха сказано «и были наги и не стыдились», а после греха[2]: и услышали голос Господа Б-га, проходивший по саду в сторону дня, и укрылся человек и его жена от Господа Б-га средь деревьев сада. На вопрос Вс-вышнего «где ты» человек отвечает достаточно странно: И сказал он: Голос Твой услышал я в саду и устрашился, ибо наг я, (потому) и укрылся. Вс-вышний задает ему не менее странный вопрос: И сказал Он: Кто поведал тебе, что наг ты? Не от дерева ли, от которого Я велел тебе не есть, ты, ел?

Что здесь происходит? Какая связь между плодом, который они поели, нарушив запрет, и стыдом перед наготой?

Я помню, когда, в самом начале своей тшувы, изучал это место – осталось ощущение какой-то странности всего происходящего.

Я уже успел забыть «пшатные» объяснения происходящего, тем более, что каббала и хасидут проливают на всю эту историю совершенно новый, неожиданный свет.

Но сначала еще один посук: «ве-hа-адам яда эт хава ишто» – «И Адам познал Хаву, жену свою». В этом стихе снова употребляется этот загадочный корень даат. (на иврите ידע —  знать и דעת  - это один и тот же корень).

Собственно, из этого посука, пользуясь, я бы сказал, «реверс-инжинирингом», можно понять, что, на самом деле, произошло в тот момент, когда Адам вкусил запретный плод.

Что значит «Адам познал…»? Очевидно, «знание» здесь не есть познание разума. Хасидут объясняет, что «знание» здесь означает, во-первых, связь, иткашрут, во-вторых, таануг, наслаждение, получаемое от этой связи.

Собственно, в этом определении – ключ ко всему происшедшему в момент греха Эц-а-даат, а также к тому, как исправить этот грех – собственно, для этого Вс-вышний и открыл нам учение каббалы, и как говорится в книге Зогар «в заслугу этой твоей книги Израиль выйдет из изгнания милосердно». В чем «заслуга» книги Зогар? Книга Зогар учит, как исправить первичный грех, корень всех изгнаний. Если этот грех будет исправлен – само собой, прекратит существовать его последствие – изгнание.

И так, в чем же состоял грех дерева познания? Как мы уже сказали, «даат» означает «связь». Не просто абстрактную связь, а связь, сопровождаемую сильнейшим эмоциональным наслаждением, наверное, самым сильным из физических наслаждений, доступных человеку.

Отсюда ясно, что «грех дерева познания» означает также связь. Адам не просто «узнал», что есть добро и зло – он ощутил их в себе. Он впервые ощутил в себе дурное начало и страсть к греху – и поэтому » устрашился, ибо наг я». Вс-вышний, несомненно, был «в курсе» способности древа познания «соединить» человека с собственным дурным началом, и поэтому сразу спросил:  Кто поведал тебе, что наг ты? Не от дерева ли, от которого Я велел тебе не есть, ты, ел? Если ты ощущаешь в себе зло – это может быть только по одной причине – что ты поел от дерева познания.

Что же плохого в том, что человек ощущает в себе зло? Почему это грех? Получается, что пока он не чувствовал в себе зла – он мог жить вечно, а узнав о своем зле – он должен умереть. Об этом – с Б-жьей помощью, в следующей статье.


[1] Игерет аКодеш, Послание 5

[2] Берейшит 3, 18

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Каббала, Основные понятия с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>