Каббала, по сути, это учение о любви…

На прошлой неделе назад мы говорили о том, что, по сути своей, каббала – это учение о связи, о том, как связать человека с самим собой — помочь ему по-настоящему понять самого себя,  как связать человека с окружающим его миром, и наконец, как связать человека с его Творцом.

Мы говорили о том, что любая связь, в сущности, это наслаждение. Без наслаждения нет связи.

На этой неделе мы учили известный отрывок из Тании[1], где Адмур аЗакен говорит о том, что собой представляет связь с праведником.

Там есть замечательная фраза, как всегда, безобразно переведенная на русский в русском издании издательства «Шамир», поэтому я приведу ивритский оригинал:

כי המשכת כל רוחניות אינה אלא ע»י אהבה רבה כמ»ש בזוה»ק דרוח דרעותא דלבא אמשיך רוח מלעילא

Любое «притяжение» духовности, любая передача духовности, происходит только посредством великой любви (мы уже говорили о том, что отношения учителя и ученика – это, прежде всего, взаимная любовь)

Также выше Алтер Ребе говорит, что связь с праведником – это, прежде всего, любовь:

נפש כל חי הקשורה בנפשו בחבלי עבותות אהבה רבה ואהבת עולם בל תמוט לנצח אשר מי האיש החפץ חיים לדבקה בה’ חיים בעבודתו תדבק נפשו והיתה צרורה בצרור החיים את ה’ בחיי רוח אפינו אשר אמרנו בצלו נחיה בגוים אשר שבק לנו בכל אחד ואחד כפי בחי’ התקשרותו באמת ואהבתו אהבת אמת הטהורה מקרב איש ולב עמוק כי כמים הפנים וכו’ ורוח אייתי רוח ואמשיך רוח ורוחו עומדת בקרבינו ממש

«Всякая живая душа, связанная с его (праведника) душой узами любви, великой любви, и вечной любви, которая не угаснет вовек. … каждый и каждый, в соответствии с тем, насколько сильна его связь с праведником, и любовь его, истинная любовь, из глубины сердца человека, ибо подобно воде, отражающей лицо, и «дух приводит дух и притягивает дух».

Так или иначе – Алтер Ребе объясняет здесь, что «связь» с праведником – это любовь. [Многие задают вопрос – что означает «гискашрус» с Ребе. Вот, собственно, ответ, который дает Алтер Ребе в Тании: «гискашрус» означает любовь. Дальше, конечно, пусть каждый спросит себя сам – он действительно любит Ребе так, что ощущает это на физическом уровне? Если да – то он «беседер», если нет – пусть ищет себе машпиа, асе леха рав и т.д., который свяжет его с Ребе по-настоящему…]

Это определение можно легко обобщить: связь означает любовь. И, если каббала – это учение о связи, следовательно, каббала – это, в сущности, учение о любви!

Сделав столь смелое обобщение, я, конечно, начал смотреть, насколько это стыкуется с другими, известными мне понятиями о том, что такое каббала. Вот что у меня получилось:

Самое первое, что приходит в голову, это тот шокирующий факт, что основной «машал», основной пример, на котором построены большинство каббалистических построений – это «йихуд» (безобразный русский перевод: «совокупление») мужчины и женщины. Но если предположить, что каббала – это учение о любви, то становится понятным, почему основной «притчей» каббалы является любовь между мужчиной и женщиной.

«Шир аШирим» – Песнь Песней —  недаром каббалисты называют ее «святая святых». Наверное, они хотели нам сказать, что любовь – это самое святое чувство, которое существует в мире, и весь мир создан, по сути, ради любви (далее мы еще об этом будем говорить).

Еще: Дарование Торы. «И опустился Вс-вышний на гору Синай…» Гром и молнии и все остальное – о чем читал каждый, кто открывал когда-нибудь Пятикнижие.

Что говорят о Даровании Торы наши мудрецы? «Бейом хатунато увейом симхат либо». Дарование Торы – это «эйрусин», обручение, Вс-вышнего со своей невестой, народом Израиля, а будущий мир – это будет «свадьба».

Что это может означать? Что за странные, шокирующие аналогии? Нам хотят просто сказать, что вся история наших взаимоотношений с Вс-вышним – это история о любви! Любовный роман! Вс-вышний, правда,  так тщательно скрывает от нас свою любовь, что многие уже успели позабыть, что все это началось как история любви.

Авраам, первый еврей, как называют его пророки? «Авраам оhави», «Авраам, любящий Меня». Авраам, как мы сказали – первый еврей. Еврейство начинается с любви. [Авраам называется еще «главой верующих» – по-видимому, вера и любовь взаимосвязаны].

Слово «Олам» — «мир»  происходит от «hээлем», «сокрытие». Что он скрывает? Прежде всего, он скрывает любовь. Любовь Вс-вышнего к нам, нашу любовь к Вс-вышнему и друг к другу.

Для этого нам дана Тора, и прежде всего, пнимиют Торы, каббала, чтобы объяснить нам, что, на самом деле, происходит. «Пнимиют» переводится, как «внутренняя», «сокровенная» часть Торы, тайная часть Торы. В же чем здесь тайна? Тайна в том, что это – любовь[2]. Почему же эта любовь должна была оставаться тайной все пять тысяч пятьсот лет от сотворения мира, и лишь сейчас, с распространением учения каббалы и хасидизма, эта тайна начала раскрываться?

Почему? Мир был не готов! Нечистота, опустившаяся в мир с грехом дерева познания, сделала невозможным раскрытие любви Вс-вышнего к созданному ему миру. «Ты умножил им серебро и золоту – они сделали из него идола…» Однако, чем больше мир очищается и приближается к дням Мошиаха – тем более раскрывается истинный смысл Торы, истинный смысл Творения – лежащая в его основе любовь.

Можно сравнить различные причины сотворения мира, приводимые в различных источниках:

В Зогар, сказано, что Вс-вышний создал этот мир, ради того, чтобы люди постигли Его.

В Эц Хаим приводится другое объяснение – что Вс-вышний создал этот мир,  ради того, чтобы творить благо своим творениям, ибо «природа доброго – творить добро».

Какое объяснение дает учение хасидизма – каббала Баал Шем Това? Каббала Баал Шем Това говорит, что «пожелал Вс-вышний, чтобы было у него жилище в нижних».

То, что Вс-вышний сотворил этот мир – это не логика (как в Зогар), и даже не эмоции (как в Эц Хаим) – это «таава» – любовь, непонятная и непостижимая. [Рав Гинзбург даже называет это[3] «хулша» – «слабость». У Вс-вышнего есть «слабость» к этому миру. Однако именно эта «слабость» делает его «человеком». См. там].

Почему именно каббала Баал Шем Това раскрывает этот смысл творения, в отличии, скажем, от каббалы Аризаля? Очевидно, во времена Баал Шем Това настало время раскрыть эту любовь.

Известно, что аhават Исраэль – любовь к ближнему – является одной из основ учения Баал Шем Това. Опять же – почему в предшествующих поколениях на это не делалось такого большого акцента, и только Баал Шем Тов сакцентировал на этом внимание? – Ответ тот же: пришло время раскрыть великую любовь, лежащую в основе всего творения, и каббала Баал Шем Това – учение хасидизма — это, в сущности, инструмент, помогающий раскрыть эту сущностную мировую любовь.

Есть известный «ворт» Цемах Цедека[4], когда у него спросили, что понимал Алтер Ребе под «путями хасидизма» и «учением хасидизма».  Цемах Цедек ответил, что «пути хасидизма» – это братская любовь между хасидим, «как одна семья», любить друг друга[5].

Про предыдущего Любавичского Ребе, рабби Йосеф Ицхака Шнеерсона, рассказывают, что он переписывался с людьми, про которых сказано, что «если они падают в яму – то их не поднимают». Когда его спросили «как Вы можете…» – он ответил, то что он ответил (известная сиха, не помню ссылку). Мы можем это сейчас понять – хасидут – означает любовь. Любовь даже к законченному грешнику. Любить даже законченного грешника как законченного праведника. Местечко «Любавич» происходит от слова «Любовь» – этой фразой рабби Йосеф Ицхак открывает свои знаменитые «мемуары[6]«.

Наконец, в своем первом «официальном» выступлении 10 швата 5711 (1951) года, принимая на себя бремя руководства движением, последний Любавичский Ребе сказал: «В этой стране любят лозунги. Поскольку нужно вести себя по обычаям страны, в которой ты находишься, я тоже выдвину «лозунг». Каков будет наш «лозунг»? Любовь к другому еврею, любовь к Торе, любовь к Вс-вышнему. Ребе ясно сказал нам, что работа «седьмого поколения» – это раскрытие любви.

[Мы иногда воспринимаем слово «любовь» как нечто сухое и абстрактное, о чем мы читаем в книгах (молитва «Шма» дважды в день, ежедневный урок Тании и т.д.) и не более. Требуется, наверное, какой-то сдвиг сознания, чтобы понять, что когда Тора говорит о любви – она на самом деле имеет в виду любовь, в том числе в буквальном, физическом смысле[.

Если причина Творения – это любовь, то, наверное, эта любовь разлита по всему Творению, просто нам нужно научиться убирать «шум» своего гипертрофированного «эго», отупляющего наши чувства, или, еще хуже —  превращающего любовь в свою противоположность — чтобы услышать негромкую мелодию этой любви, которой наполнено все мироздание. И каббала – инструмент, помогающий нам очистить себя и «услышать» эту любовь.

Осталось «только» понять – как научиться убирать этот «шум» – не порождая вторичного, еще большего «шума», как сделать так, чтобы наша тшува была настоящей, а не мнимой (у Мителер Ребе есть маамар «вейосфу ановим баГашем симха», где разбираются различные варианты ложной тшувы, при этом человек уверен, что он делает настоящую тшуву, а в действительности он все глубже погружается в клипот).

Есть такое характерное выражение в хасидут: «все дороги – опасны». Если тшува – это «по определению» – дорога – она, несомненно, опасна. Можно заблудиться и попасть вообще не туда.

Понятно, что это отдельная большая тема, более того, это собственно и есть основная тема. Вообще, во всей тематики работы человека над собой именно в последнем поколении произошло коренное, я бы сказал, революционное измерение, вектор просто изменился на противоположный. Если все предыдущие поколения были направлены, прежде всего, на работу человека над собой, то в нашем поколении основной акцент: найди свой шлихут и исполни его, и тогда твои личные проблемы тоже начнут решаться. Это видно из множества писем Ребе, и рав Гинзбург подводит под это серьезную теоретическую базу. Об этом, с Б-жьей помошью – в будущих статьях.


[1] Игерет аКодеш, послание 27

[2] Есть замечательная брошюра, составленная одним из учеников рава Гинзбурга, о любви. В предисловии к ней говорится – «любовь – то тайна. Если тайна раскрывается – она перестает существовать».

[3] Лекция в «Махон леТорат аНефеш», 21 ияра 5770 года

[4] Третий Любавичский Ребе, внук Алтер Ребе, первого Любавичского Ребе, основателя учения хасидизма Хабад

[5] Есть беседа Ребе, объясняющая этот «ворт», и также, почему Цемах Цедек добавляет здесь слова «по Торе»: «братская любовь – по Торе» (23 тевет … года)

[6] Мемуары Любавичского Ребе – летопись Хабада

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

4 комментария к “Каббала, по сути, это учение о любви…”

  1. Еще раз пишу, по памяти. Эти понятия тшува, любовь и шлихут у меня связались в узел,который может развязать только Творец лично.Я ожидаю,что в нынешний Песах Он выведет меня на херут олам из рабства эгоизма собственного и окружающих,от которых я зависима. До жизни такой, когда я вижу себя на 50-й ступени духовной нечистоты и ненавижу всякое лицемерие и всякую корысть, присущую миру лжи изначально и вытеснившую в наши дни здравый смысл и страх перед наказанием,меня довело выполнение пожелания Ребе через Игрот кодеш, давшего зеленый свет моему шидуху. Теперь я вижу себя рядом с людьми, которым нет дела до оль мальхут шамаим, но которые считают себя праведниками по рождению.Естественно, гаава приводит их к все более тяжелым неудачам и озлоблению. Продолжая молиться в миньяне и соблюдать кашрут, мой господин все более удаляется от кдуша, и даже не чувствует уже, что находится в двойном сокрытии. А я задыхаюсь без Света, для меня мука служить всем приходящим в дом на Шаббат с темными лицами. Они только о себе говорят и себя демонстрируют, а до Шаббат им дела нет. Это использование Торы ради эгоистического потребления. И нет тут ни любви, ни долга, ни уважения ко мне. Глубоко сожалею, что оказалась в таком шлихуте. И если это действительно шлихут, то я Машиах бен Давид, ибо моя душа соединена с его душой, и только благодаря этому я еще не умерла. Но мое единственное желание — оставить мир разделения как можно скорее, и к этому меня так же подталкивают домочадцы. Освобождение придет,разумеется, с Неба, как и Храм. Ашем спустится за Ше-хиной,чтобы вернуть ее в царский дворец. А пока она и я — мы обе в руках амей арец, и нет нам покоя, и нет жизни, и нет надежды,кроме Машиаха. Поколение это достойно освобождения мечем и огнем, и другого достоинства у него не будет. Песах кашер для кашерных евреев. Шаббат шалом для любящих Творца. Каждый может сделать тшува миагава, но никто не хочет,потому что это против течения уклада этого мира, сопряжено с большими страданиями и требует абсолютной веры. Не встречала ни одного еврея,способного на такую тшуву. Уж извините.

    Ответить
  2. прекрасная статья, но определение любви не ясно. Или это отдельное от всего, или это синтез всех добродетелей, которые хотят проявляться как добродетель

    Ответить
  3. Нелюбовь — это когда ты видишь только пятнышки гнили на здоровом яблоке.
    Любовь — это когда ты видишь яблоко целиком с небольшими вкраплениями.

    Ответить
  4. Но больше всего суть любви проявляется между мужчиной и женщиной.
    Что может быть прекраснее земной любви, да и любовь не может быть земной и божественной. Она либо есть, либо ее нет!
    Созданное Всевышним дурным быть не может!
    Ничего пошлого, ничего грязного.
    Слияние телесного, слияние духовного, слияние противоположных начал — есть суть совершенства.
    Но, увы, приходится противоречить самой себе.
    А как иначе, ведь жизнь — это парадокс!
    Так задумывалось Всевышним! А что есть?
    Есть компромисс разной степени тяжести!
    Иногда я думаю, что нужно быть гармоничным человеком, чтобы привлечь гармоничную любовь, иногда, что любовь нужно заслужить, иногда, что ее заслужить невозможно.
    Кто-то мне говорил, что любовь в браке — «это работа», кто-то определял — » я люблю, потому что мне плохо без него», кто-то — «я люблю, потому что чувствую гармонию рядом с ним, тихую радость и комфорт».

    Ответить

Оставьте комментарий