12 августа 2021 Рав Натан Гринберг. Тшува месяца элул — исправить беспорядок

Рав Натан Гринберг: Мы сейчас находимся в начале месяца Элул. Месяц Элул – это месяц милосердия, месяц молитв, которые называются слихот, месяц, когда Всевышний прощает Израилю. И понятно, что мы хотим говорить про тшуву. Ни в коем случае я не готов стоять здесь перед вами и рассказывать, как делать тшуву. Я сам с трудом понимаю, что это такое, а может быть вообще не понимаю, что такое тшува, и я точно не могу здесь стоять и рассказывать, и раздавать ценные указания, каким образом делать тшуву. Поэтому у меня были сомнения, что сейчас делать. Поэтому я подумал, что самое лучшее – это мы сейчас будем учить отрывок из Ликутей алахот, книгу, которую мы когда-то учили, и, наверное, стоит вернуться к ней, там, где говорится про тшуву. И в основном это то, что говорит рабби Натан, ученик рабби Нахмана. Не нужно там много объяснений, но кое-какие моменты я хочу, может быть, отметить. Рабби Натан учит нас, на чём следует сосредоточиться, когда мы делаем тшуву. Наверное, мы не успеем всё сразу, часть сейчас, часть потом. Или может быть продолжим на следующей неделе. Я надеюсь, что большая часть из нас здесь уже не будет находиться.

РИ т.е. все собираются в Умань. Я ещё пока не знаю.

РНГ Ликутей алахот как правило – это очень простой текст, который легко понять, но время от времени я буду что-то комментировать. Это третья аллаха, она построена на учении рабби Нахмана из Ликутей Моаран, 82-ое учение из 2-ой редакции Ликутей Моаран. Она начинается со слов: «Когда выйдешь на войну со своим врагом»

РИ достаточно сложный для перевода посук. Буквально: «Сзади и спереди ты сотворил меня». Речь идёт о творении человека, и не очень понятно, что значит сзади и спереди. По-моему, есть объяснение – до Маасе Берешит (сотворение мира) и после Маасе Берешит, не помню. Но здесь, по-моему, говорится что-то ещё.

РНГ Рабби Нахман говорит про тшуву, он сравнивает её с войной: «Когда ты выйдешь на войну со своим врагом» — это тшува. И идея, что надо исправить то, что он называет «беспорядком». Тшува – это исправление беспорядка.

РИ Т.е. тшува – это исправить беспорядок. По-моему, у предыдущего ребе тоже есть такой дибур, что надо из беспорядка сделать порядок и т.д., но вот здесь интересно. Он говорит: тшува – это исправить беспорядок. Вот так.

РНГ Что такое беспорядок? Это как раз то место, где человек больше всего падает, где он больше всего спотыкается.

РИ Т.е. у каждого человека есть какой-то беспорядок в чём-то, и это то место, где он снова и снова спотыкается. И это то место, что надо исправить в тшуве.

РНГ Как правило, когда мы слышим порядок и беспорядок, мы воспринимаем это чисто внешним образом. Типа, если всё идёт нормально, то мы называем что это порядок. А если есть какой-то балаган, что-то не получается, то мы называем это беспорядок. Но основная идея, что значит беспорядок, она связана с чем-то более глубоким. Беспорядок означает, что я не сконцентрирован, не настроен.

РИ Как эта видеокамера, которая постоянно прыгает. Это означает беспорядок.

РНГ Я действую неправильно внутренним образом.

РИ Т.е. с точки зрения того, что происходит в моей душе, я действую неправильно. Т.е. это не формальная какая-то неправота, а какая-то внутренняя неправота. Экзистенциальная, мы бы сказали.

РНГ Можно сказать, что это человек, который балаганист. Есть, что у человека есть балаган во внешнем смысле: в комнате у него беспорядок, в бумагах у него беспорядок. Это как раз понятно. Но основная проблема, когда у человека есть балаган в душе. Он действует беспорядочным образом, он действует беспокойным образом. И эта внутренняя нервозность означает беспорядок в душе. И это вредит ему как в явных вещах, так и в скрытых вещах. Основная идея тшувы – это исправить этот внутренний беспорядок.

РИ Который фактически он обозначил, что это внутреннее беспокойство, внутренняя нервозность души. Кто говорил про нервозность? Рав Авраам Шапиро. Как-то ему рассказали про какого-то ученика, который, не помню, или постоянно мыл руки, или постоянно поправлял тфилин на голове, что-то в этом духе. И, так сказать, хотели посмеяться, а Авраам Шапиро (он когда-то был главный раввин Израиля) сказал: «нервозность – это очень большая проблема». Я не помню точно, как он это сказал, но смысл был такой, что нервы – это очень большая проблема в служении Всевышнему.

РНГ И это то, что надо исправить в тшуве. Мы немножко говорили об этом вчера, что человек, чтобы служить Всевышнему, должен быть прежде всего спокойным. Что такое быть спокойным? Это значит, что он умеет бороться со всеми трудностями, которые он переживает, и не терять спокойствия духа.

РИ Он дальше объясняет, или он вчера говорил о том, что служить Всевышнему – это не значит делать вид, что ничего не происходит. Служить Всевышнему – это как раз не терять головы, осознавать, то что происходит, но не терять головы.

РНГ Он должен понимать, что есть какие-то вызовы, которые мир ставит перед ним, и он должен каким-то образом на них отвечать, но не терять спокойствия, не терять какого-то внутреннего равновесия. И это основа служения Всевышнему. И основная работа Элула и Тишрей – это исправить вот этот вот душевный беспорядок, душевный шум.

РИ Наверное, то что моя камера вот так делает какие-то движения непонятные, наверное, это отражает, то, что происходит с её хозяином)

РНГ И об этом говорит здесь рабби Натан, в этой аллахе, которую мы здесь сейчас разбираем. Хотя также у рабби Нахмана — это также одна из основ, но у рабби Натана (ученика) – это основа основ: успокоиться, прекратить душевный беспорядок. Исправить душевный беспорядок – это основа основ всего его служения. Он пишет об этом в нескольких местах, и очень подробно.

РИ Дальше он называет, где это говорится. Если кто знает, особо религиозные евреи одевают тфилины, если они старше 13 лет. А особое мракобесие состоит в том, чтобы одевать две пары тфилин. В Хабаде одевают вторую пару в конце утренней молитвы. Очень многие одевают вторую пару тфилин вечером, перед заходом Солнца, на Минху. По крайней мере, это вот ешива в которой я молюсь, там так сделано. И известно, что рабейну Там – там не по порядку идут отрывки из Торы. Т.е. Раши – это обычные тфилины, там отрывки идут по порядку. А в рабейну Там они идут не по порядку. Поэтому, комментируя рабейну Там, рабби Натан говорит о том, как исправить это «не по порядку» в человеческой душе.

РНГ Когда человек одевает рабейну Там, то он принимает на себя иго Небес также относительно беспорядка, который есть в его душе. Есть несколько мест, и то, что мы сейчас учим – это тоже одно из таких мест. Я начинаю не сначала этой аллахи, а где-то в середине. Цитата: «И это аспект Рош а-Шана, и аспект трубления в шофар, и написано в «Каванот» Аризаля, что это аспект пробуждения от сна, поскольку Рош а-Шана -  это сон».

РИ Мы уже как-то обсуждали вопрос сна, пробуждения утром, но здесь интересно. Рош а-Шана называется аспектом сна в каббале. Есть такое слово, называется «тормито», наверно оно какое-то итальянское. Рош а-Шана – это сон, а трубление в шофар – это проснуться от сна. По-видимому, и то, и то есть в Рош а-Шана.

РНГ Перед этим он объясняет, что сон – это беспорядок.

РИ Почему сон — это беспорядок? Если среди нас есть хабадники, то они нам объяснят, а если среди нас нет хабадников, то нам никто не объяснит.) В хабадской литературе очень подробно объясняется, почему сон – это беспорядок, и приводится пример, что во сне слон может пролезть в игольное ушко. Т.е. во сне совмещаются несовместимые вещи, или, так сказать, они приходят в беспорядке. Сон – это беспорядок. Важное и неважное совершенно могут быть перемешаны, самая мелочь может занять самое большое место, и наоборот, вещи действительно важные – они отодвигаются и их не слышно. Это сон. Т.е. сон – это диспропорция. Может быть, из этого мы можем понять, что сон означает: диспропорция в жизни человека, и в этом смысле беспорядок. Т.е. он не понимает, что важно, что не важно. Например, все говорят, что надо ехать в Умань, а я не понимаю, почему это важно. Может потому, что я сплю. Надо подумать об этом. Короче, ещё одно понимание сна, к чему мы пришли, что сон — это беспорядок. А что такое беспорядок – это диспропорция. Вещам по-настоящему важным не уделяется внимание, а вещи абсолютно, так сказать, третьестепенные – они получают высший приоритет. Все знакомы с такими ситуациями? Я думаю, что да.

РНГ Мы как-то сказали, что сон – это духовный хаос.

РИ Ну, или, ещё раз говорю, Хабад даёт этому хорошее объяснение, что это диспропорция: человек не понимает что важно, а что на самом деле не важно.

РНГ Поэтому основа основ – понять каким образом выйти из этого состояния.

Задали вопрос: «А может ли что-то быть хорошее во сне?» Рав Натан Гринберг говорит: «Да. Когда человек слишком сосредоточен на чём-то, то ему говорят – иди поспи.»

РИ Т.е. когда человек сильно поглощён каким-то вопросом, то тогда сон может быть позитивным, это отдых для мозгов.

РНГ И этот внутренний отдых – это очень важная составляющая внутренней реабилитации. Об этом говорится в 35-ом учении, это также одно из самых важных учений о тшуве. Там рабби Нахман говорит: «Знай, что тшува – это вернуться туда, откуда он ушёл.»

РИ К тому месту, которое он покинул.

РНГ Там он говорит, что иногда нужно обновить мозги. А обновление мозгов – посредством сна. Написано об этом в Зоаре. Посук говорит: «Новое по утрам – велика твоя вера.»

РИ т.е. вера обновляется по утрам, так можно понять

РНГ Есть разные аспекты сна. Есть физический сон, или есть сон, когда человек погружён в учёбу.

РИ по-видимому, не видит этого мира.

РНГ или когда он учит буквальные смыслы, пшат.

РИ То есть, интересно, что человек может учить Тору – и это тоже сон. Каким образом изучение Торы может быть сном? По-видимому, это означает, что человек не контактирует с этим миром. Т.е. пока ты не видишь, как это в мире, ты спишь, даже если ты учишь Тору.

РНГ Когда человек слишком сконцентрирован, ему говорят: иди поспи. Как мы сказали, есть несколько аспектов сна. С одной стороны, это хорошо, это приводит человека к обновлению, обновляет его разум. Но понятно, что в этом есть что- то опасное. Почему это опасно? Потому что сон – это такое место, где человек теряет связь, контакт со Всевышним, по крайней мере в явном виде. Он входит в такие места, над которыми он не имеет власти, и не всегда он может правильно вести себя там. Не всегда он может понять, куда это его ведёт. Поэтому говорится, что это может быть и плохо, хотя иногда это необходимо, но это может быть и негатив. Когда человек попадает в это место, он должен обновиться. И это аспект Рош а-Шана, аспект трубления в шофар, пробуждения от сна. Рамбам комментирует, что такое трубление в шофар. Он говорит: это постановление Всевышнего, и мы не понимаем почему. И Рамбам говорит о том, что это указывает на «проснитесь спящие». Т.е. шофар по-простому приходит, чтобы пробудить тебя.

РИ Вот начинается что-то интересное. Мир сотворён в Тишрей. Но есть другое объяснение, что мир сотворён в Нисан. И в чём разница? Он сейчас будет объяснять, что Нисан – это как бы порядок, а Тишрей – это беспорядок. Дальше будет говориться. И Рош а-Шана приходится именно на Тишрей, на то мнение, что мир создан в беспорядке.

РНГ Есть спор, когда сотворён мир: в Тишрей или в Нисан. Но фактически мы все считаем, что мир сотворен в Тишрей. И это видно в наших молитвах, и это время творения мира, хотя есть другое мнение. Но спор о том, когда сотворён мир, в Тишрей или в Нисан – это гораздо более глубокий спор, это не просто технический вопрос. Потому что, если ты сказал, что мир сотворён в Тишрей, это значит, что мир сотворён в беспорядке. Т.е. беспорядок начинается не с меня, а с того, что весь мир так устроен. Нисан – это месяц весны, и всё пробуждается. Тишрей – это уже осень, это время, когда все вещи засыпают. В очень многих культурах Рош а-Шана связан с моментом пробуждения, обновления. Мир создан чтобы обновиться. Творить мир и сразу чтобы все заснули – это странно. Не так устроен мир. Мир создан в беспорядке.

РИ т.е беспорядок – это диспропорция, как мы сказали, это его суть вещей.

РНГ Это видно даже из самого слова «Тишрей» — там буквы идут в обратном порядке: тав, потом шин, потом реш. И этот беспорядок как бы прошит в самой сути этого мира. Это реальность. Если ты скажешь, что мир создан в Нисан – с одной стороны это добавляет оптимизма: мир создан по порядку. Можно это испортить, но изначально он создан как бы правильно. Когда мы говорим, что мир создан в Тишрей – это не значит, что мир создан плохо. Он создан в беспорядке. Это значит, что этот беспорядок, он так глубоко сидит во всей реальности, что самая большая, самая главная работа – в этом беспорядке навести порядок, смягчить это. Когда человек смягчает это и исправляет это, то в определённом смысле, он исправляет весь мир.

РИ Т.е. когда он исправляет это в себе, этот беспорядок, он исправляет это во всём мире.

РНГ Исправляя беспорядок внутри себя самого – это значит он исправляет мир. В наших молитвах на Рош а-Шана это очень чётко видно, Что Рош а-Шана – это исправление не только человека, а в основном это исправление мира в целом. Вся реальность, все миры, все должны исправиться в Рош а-Шана. Основное исправление, что человек принимает на себя иго Небес, даже в тех вещах, которые в беспорядке. Это есть идея рабейну Там, что также беспорядок – это часть Б-жественного плана. Это звучит тривиально, но жить таким образом – это совсем не тривиально. И мир находится в беспорядке и поэтому нужен сон, чтобы устранить себя совершенно. И это сон ночью. Что делать, если мир находится в балагане? Первое дело: залезть в кровать, укутаться одеялом и заснуть. Прежде всего ты должен ожидать, что будет балаган. Поэтому, каким образом подготовиться к этому? Заснуть. И поэтому в Рош а-Шана не следует спать. Потому что достаточно в нашей жизни сна. Поэтому стараются днём не спать в Рош а-Шана. Рош а-Шана – это  первый день Десяти дней раскаяния.

РИ Тут начинается один из центральных моментов этого урока. Он сказал, что Рош а-Шана – это первый день тшувы. А что такое тшува? Это вернуться от того, что я большой.

РНГ Унизить себя и почувствовать свою униженность и низость по-настоящему, поскольку основной смысл тшувы – это преклонение перед Б-гом и шифлут.

РИ Дальше он говорит нечто что-то очень интересное. Я думаю, что мы дослушаем до конца этого кусочка и потом поговорим об этом.

РНГ Подчинение в сердце человека лучше, чем сто ударов плетьми. Написано «и прощает грех лешиирит» И объясняется это слово: тот, кто ставит себя, как нечто абсолютно ненужное и бесполезное.

РИ Т.е. когда человек ощущает себя ненужным и бесполезным – это то, что приносит прощение.

РНГ Поскольку основная тшува – это скромность и униженность. Ибо все грехи происходят из аспекта беспорядка. Все грехи приходят посредством гадлут, что человек раздувает себя больше, чем его естественный размер.

Ри Это очень интересный момент. Поскольку мы постоянно учим то рава Кука, то рабби Нахмана, то получается очень интересная динамика. Рав Кук говорит: расти. Рабби Нахман говорит: унизь себя. Я вдруг начинаю слышать, что это динамика, очень интересная, при чём должно быть и то, и то. Расти, но, когда ты слишком раздулся, от этого все грехи. Т.е. грех – это когда человек занимает места больше, чем он должен занимать. Вот такое определение греха. Дальше он объясняет это.

РНГ Там держится Ецер аРа, и от них происходят все грехи, как объясняется в книгах. Первое, что должен человек сделать с тем беспорядком, который в его душе, или в мире (человек не находит себе пути, не находит направления) Самое первое – успокойся. Первым делом пойми, что ты не под светом прожекторов, что весь мир не зависит от тебя в этот момент времени.

РИ На самом деле, это совершенно парадоксальная идея, ради этой идеи я беру этот урок. Человек должен понять, что мир крутится не вокруг него, и это основа тшувы.

РНГ Это относится и к материальности, и к духовности. Всё крутится вокруг Всевышнего. Когда ты переносишь центр тяжести… Он называет это здесь – освободиться от высокомерия. Поставив себя как нечто ненужное и бесполезное (человек занимает меньше места), ты немедленно уменьшаешь объём ущерба, который ты можешь причинить. Когда человек берёт на себя управление, и делает это беспорядочным образом, он может принести огромный ущерб и себе и другим. Поэтому первое, что нужно сделать – это успокоиться. И основа тшувы – это скромность и униженность. Те вещи, о которых говорит здесь рабби Натан – это не какие-то внешние вещи. Так устроена душа. Это очень тяжёлая работа.

РИ Т.е. фактически он говорит о том, что избыточное напряжение в душе – это источник всех грехов. А избыточное напряжение в душе происходит из того, что человек находится в диспропорции, он не видит своего реального места в мире. Поэтому, опять же, у него есть избыточное напряжение там, где его не должно быть, и может быть наоборот недостаточное напряжение, там, где оно должно быть. И это первая тшува. Он дальше говорит, что даже когда человек согрешил, он тоже должен сказать: не я единственный, кто управляет этим порядком. Думаю, что мы дойдём до этого места и остановимся.

РНГ Успокойся, пойми, что Всевышний управляет миром.

РИ Это очень хорошо звучит, особенно в свете наших вчерашних обсуждений, про правый мозг и левый мозг. Это мифический мозг, это как раз эмоциональный мозг, это ему надо сказать – успокойся. Возможно, это мои, так сказать, изобретения, что эмоциональный мозг создаёт избыточное напряжение. Это не значит, что не надо ничего делать. Надо делать. Но избыточное напряжение, когда ты берёшь на себя больше, чем ты можешь выдержать — это одна из центральных тем современной психологии. Ты берёшь на себя больше, чем можешь взять, и ты разрушаешь мир. И это называется беспорядком. Т.е. беспорядок в обе стороны – ты берёшь на себя больше, чем ты можешь взять, с другой стороны, ты не берёшь на себя то, что ты, да, можешь взять. Всегда одно за счёт другого.

РНГ Я должен действовать в этом мире, я должен делать, то, что я должен делать, но я не хозяин. Не я управляю миром. И на самом деле есть из этого следствие буквально ежесекундное. Как он действует против других людей, как он ведёт себя в различных ситуациях.

РИ Я не очень понял вопрос, который задали раву Натану, но он отвечает: «Часть скромности и часть униженности – это взять на себя ответственность.» Вроде бы это диаметрально противоположно тому, что мы сказали, но он говорит: нет

РНГ Люди не хотят брать ответственность, они всегда обвиняют кого-то, или какие-то обстоятельства. И это тоже проявление гаава в этом мире.

РИ Т.е. попытка обвинять весь белый свет – это тоже гаава.

РНГ Человек не понимает, что он должен взять на себя ответственность. То, что он берёт ответственность, есть в этом какая-то доля скромности.

РИ Как это всё состыковать? Когда человек чувствует, что он отвечает за весь мир (негры в Африке голодают), то это не серьёзно. А когда человек чувствует, что он отвечает вот за этот конкретный уголок этого мира, то, наверное, это серьёзно. Может быть так.

РНГ Если я не проснулся утром на молитву, я не ищу кого обвинить – этот меня не разбудил, будильник не сработал – я беру на себя ответственность. Что значит взять ответственность? Посмотри, что ты можешь сделать, чтоб завтра проснуться вовремя. С другой стороны, я должен знать, что всё это Б-жественный план. Я стараюсь как могу, всё в руках Небес. Хотя мудрецы говорят, что всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами, но это тоже не совсем так. Страх перед Небесами –  это тоже, в известном смысле, зависит от Небес. Что ты можешь? Ты можешь молиться. Окей, ты тоже можешь взять ответственность за свои дела. Тут есть тонкость, надо понять, как себя правильно вести. Надо понять, что это тоже связано с частью Б-жественного плана. И это тоже связано с идеей «освободить, расслабиться, успокоиться». И это часть процесса тшувы, о которой говорит здесь рабби Нахман. Он говорит: если человек согрешил, не дай Б-г, он не должен начать бичевать и обвинять себя. Даже если он сделал что-то страшное. Возможно, что он нанёс какой-то страшный урон и себе и другим. Часть того, что я понимаю, что Всевышний управляет миром – это способность продолжить дальше.

РИ Т.е. он говорит: да, человек должен делать тшуву, но человек не должен застрять в этом месте. У него должна быть способность идти вперёд. Наверное, самый лучший пример – это царь Давид, о котором мы всегда говорим. После всего, что он сделал – он продолжает. Есть продолжение.

РНГ И это тоже означает «отпустить», не копать это, не расчёсывать это. Чем больше ты будешь копать это и расчёсывать это, тем больше ты застрянешь в этом. Чем больше ты копаешься в своих грехах, вместо того, чтобы двигаться вперёд, и пытаться построить следующий этап – это тоже высокомерие. Поэтому это сложно.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Хасидизм. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>