10 августа 2021 Шломо Карлебах на Орот аТшува. Медицина это самая глубокая Тора

РИ Возращение потерь и трубление в шофар. Что такое возвращение потерь? Сейчас множество моих знакомых собираются в Умань на Рош а-Шана, потому что рабби Нахман сказал, что «Рош а-Шана у меня важнее всего». А что происходит в Рош-а-Шана? Написано, что цадиким (праведники) возвращают нам наши потери. Когда человек приходит к цадику, то цадик возвращает ему то, что он потерял. Это означает «возращение потерь». Теперь шофар – это трубят в шофар. Какая связь между возращением потерь (надо ещё понять, что человек потерял) и трублением в шофар? Давайте смотреть

Текст из рава Кука: «Чтобы он вернулся и жил, и вернулась к нему жизнь во всей своей свежести»

РИ Это первая тшува, если кто помнит, тшува природная. И когда человек поступает против своей природы, то жизненная энергия его, скажем так, повреждается. Поэтому первая тшува, что надо вернуться к природной жизни. Это относится как к обычному человеку, так и к целому народу. И когда он сделает тшуву, то вернётся к нему жизнь. Другими словами, если, например, человек чувствует, что у него нет радости в жизни, нет энергии, нет настроения, то ещё перед тем как делать тшуву религиозную, он должен сделать тшуву физическую. Т.е. посмотреть, что в его жизни построено не так как надо, и что мешает жизненной энергии течь в нём. И причины могут быть совершенно разные. Я вот последнюю неделю читал книгу Канемана. Даниел Канеман – психолог, он получил Нобелевскую премию за эти исследования, что в человеке есть как бы две системы мышления, быстрая и медленная. И когда они меняются местами, т.е., например, человек использует медленную систему, там, где надо использовать быструю, то поскольку мозги вообще потребляют очень много энергии, а особенно когда человек…  Т.е. первая система – она быстрая, она очень быстро принимает решения, и, так сказать, возможность ошибки там тоже выше. Вторая система медленная – она, как говорится, для медленных ответственных вычислений и т.д. И когда человек делает ошибку, он, так сказать, все вопросы ставит на вторую систему, то у него не будет сил, у него не будет энергии. Я думаю, что это тоже вопрос природной тшувы, потому что мозги – это часть нашей физической системы. Не знаю, у меня почему-то после прочтения (я правда только до середины дошёл) такое впечатление, что это правый мозг и левый мозг. Он там не говорит этого, но мне кажется, что это тоже самое. Т.е. правый мозг – это всегда вера. А левый мозг – это всегда сознание. Он там пишет о том, что этот быстрый мозг – он, так сказать, берёт вещи на веру, не устраивает допроса каждому человеку, которого он встречает или каждой вещи, которую он встречает. Он по умолчанию доверяет. Вторая система – она по умолчанию не доверяет. Но, ещё раз говорю, она более энергоёмкая. И поэтому, например, если человек находится в постоянном страхе, и соответственно постоянно перекидывает все вопросы на вторую систему, на медленную, то она перегружается и у человека нет энергии. И он говорит: перед тем, как делать тшуву религиозную, сделай тшуву физическую, чтоб вернулась к тебе жизнь во всей своей свежести. Это мой сегодняшний комментарий на этот отрывок.

Говорит рав Карлебах: Рав Кук был большим хасидом рабби Нахмана, И то, что он здесь говорит – это основано на учении рабби Нахмана. Все знают, что в Рош а-Шана мы трубим в шофар и Всевышний тоже трубит в шофар. Откуда мы знаем, что Всевышний тоже трубит в шофар? Написано, что всё, что Всевышний приказывает нам делать – он делает сам.

РИ И поэтому, не только мы трубим в шофар, но Всевышний тоже трубит в шофар, только надо понять, что это значит.

Карлебах: Почему я трублю в шофар?

РИ Может быть кто-то знает, кто-то нет, но в Элул принято трубить в шофар в течении всего месяца. Т.е. мы уже начали трубить в шофар, готовиться к Рош а-Шана.

Карлебах. Почему я трублю в шофар? Потому что я призываю, кричу: «Народ Израиля, я потерял своё сердце, я потерял свою душу, я потерял так много времени. Спасите меня!» Шофар – это крик.

РИ Шофар – это крик, когда человек кричит: я потерял своё сердце, я потерял свою душу, я потерял так много времени, спасите!

Карлебах. Всевышний тоже трубит в шофар, он отвечает: «Я нашёл так много кусочков из твоей души, я нашёл так много времени, которое ты потерял. Иди, возьми, бери.»

РИ Он говорит: Рош а-Шана – это отдел находок. Еврей трубит в шофар и кричит: я потерял свою душу, я потерял свою жизнь. Всевышний говорит: беседер, я нашёл, иди забери, приезжай в Умань и забирай.

Карлебах. В Рош а-Шана, когда мы трубим в шофар, мы собираем, всё, что мы потеряли. Всё что я потерял, возвращается ко мне. Трудно поверить, но это так. Ты можешь спросить: предположим, я разбазарил 100 лет своей жизни, и как это, ты говоришь, что это вернётся ко мне? И я отвечу: да!. Ты говоришь, что ты потерял много времени, 100лет, но Всевышний может вернуть тебе это полностью в один момент, в одну минуту.

Крик рабби Песаха. У рабби из Кобрина был внук, которого звали Песах Фрумкин. Он жил в доме своего деда, все знали, что он внук большого ребе. Чем занимается внук ребе? Понятно, что он сидит и учится. Что делать – у этого парня не было мозгов учиться, у него голова была, как кусок деревяшки, ничего туда не входило, ничего оттуда не выходило. Он даже читать толком не мог. Но поскольку он был внук ребе, его переводили из класса в класс. В 19 лет он женился, в 22 года у него уже были дети, но он ещё не умел читать Талмуд. Однажды ученики ешивы решили посмеяться над ним. Один парень к нему подошёл и сказал: «Пожалуйста, объясни мне вот это место в Гемаре,» А он бедный, он ничего не знает, он не умеет даже читать. Ему было так стыдно, что он убежал на улицу. Это была ночь, шёл дождь, он даже не надел плаща. Он был так разбит, ему было так стыдно, он побежал в лес, бросился на землю и начал плакать: «Ашем, я не могу это больше терпеть, я не хочу так жить! Почему ты не открываешь мне ворота?» В середине ночи он вернулся в ешиву, и я могу вам сказать только, что через четыре года он был один из лучших в еврейском мире перед войной. Он был что-то особенное. То, что другие сделали за 20 лет, или даже за 50 лет, он успел сделать за 4 года. У него была глубина не из этого мира. Он так сильно молился Всевышнему, что Всевышний вернул ему его пропавшую часть. Всевышний вернул ему его пропавшее время.

Если я потерял кольцо, и я слышу, что человек говорит: «я нашёл его», я смотрю на кольцо и вижу, что это моё кольцо, и я не беру его – то я ненормальный. Потому что это естественно: взять то, что я потерял. В Рош а-Шана я говорю Всевышнему: «Ашем, исправь всё, что я не смог достичь по своей природе, всё что я потерял по своей природе.» И известно, что после того, как трубят в шофар раздаётся голос с неба: «Иди, кушай свой хлеб с радостью» И праведники это слышат. Человек, который идёт домой с грустным выражением лица после трубления в шофар – наверное, он не забрал, то, что у него пропало.

Душа и тело связаны друг с другом.

Рав Кук. Медицина занимается этим много, но ещё не настолько, чтобы полностью вернуть человеку его здоровье, которое он потерял из-за нарушения физических каких-то правил игры. И на сколько возможно по жизни вернуть человеку, то, что он потерял со стороны грехов, которые разрушают тело и силы.

Карлебах. Это очень сильные слова. Рав Кук говорит: ты думаешь, что лекарство – это не Тора? Медицинская наука – это и есть самая глубокая Тора в мире.

РИ Т.е., ты думаешь, что медицина – это не Тора? Он говорит: наоборот, медицина – это и есть самая глубокая Тора.

Карлебах. Медицина –это позволить Б-жественности раскрываться внутри тела. Сегодня есть уже психология, и сегодня также медицина знает, что причина физических болезней как правило душевная. И поэтому, болезнь проистекает из того, что мы делаем что-то противоречащее своей базовой природе. Другими словами, физическая реальность не переносит моего поведения, и результат, что человек заболевает. Уже 3000 лет назад написал пророк: «Делай тшуву, и излечит его» И только сейчас мир открыл, что болезнь – это не что-то физическое, а в основном, что-то духовное, разумное и глубокое. Один еврей рассказывал мне почему он оставил иудаизм. У него были какие-то проблемы физические, он пошёл к какому-то раввину. Неверное, это был неправильный раввин. Он рассказывал ему свои проблемы и тот раввин ему сказал: продолжай учиться и всё будет хорошо. Но он знал, что это неправильный ответ. Что фактически рав этот ему сказал? Он сказал: твоя проблема – это не интересно, главное учить Тору. Но на самом деле любая человеческая потребность – это самое главное. Любая человеческая потребность – это Тора.

РИ Можно поверить в то, что мы можем вернуть себе то, что мы потеряли за 100 лет своей жизни? Я думаю, что ответ: тот, кто верит в это – он может вернуть. Тот, кто не верит в это – это сложнее

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий