После греха Адама, Вс-вышний спрашивает у него: «Где ты»?
По-простому, как Раши объясняет – «где ты» — это вопрос, чтобы завязать разговор. Типа «как дела». Но тогда почему именно «где ты» а не «сколько времени»? или «как доехать до Тель-Авива»?
Есть на этот стих множество комментариев, есть известный ворт Алтер Ребе, есть целая сиха по поводу этого ворта у Ребе.
Можно предложить два психологических объяснения на «где ты».
Первое: начала любого процесса исправления и излечения – это осознание болезни и проблемы, как психологи говорят, «основной запрос». Без этого ни один психолог не сможет «сделать чуда». Можно предположить, что «где ты» — это именно вопрос психолога-кауча – «где ты?» — есть ли у тебя «основной запрос», есть ли у тебя осознание проблемы? Или ты думаешь, что «бизнес как обычно», что ничего страшного не произошло?
Дальнейший диалог подтверждает такое предположение. Адам отвечает на «географическое» «где ты» — и тогда Вс-вышний спрашивает его снова – «кто сказал тебе, что наг ты» — подчеркивая, что грех дерева познания изменил его духовное и душевное состояние. Адам все еще не понимает, что «у него есть проблема» — он продолжает оправдываться – «это вообще не я – это она…». Он не понимает, что это его проблема, независимо от того, «кто виноват» (и виноват ли вообще).
Дальнейшее развитие также весьма психологично: объяснив Адаму и Хаве, что произошло (отвечая за них на вопрос «где ты») Вс-вышний не ограничивается лишь «выговором с занесением», а активно исправляет ситуацию в настоящем. Во-первых, он дает им сиюминутное решение: в их новом состоянии им нельзя оставаться, как они есть. Соответственно – «и сделал им кожаные одежды». Ну а «полный курс», как мы знаем, занимает шесть тысяч лет…
Можно объяснить «где ты» в обратную сторону. От того, как человек себя позиционирует, как он себя идентифицирует – очень многое зависит в его жизни. Русская поговорка «как корабль назовут так он и поплывет» перекликается с талмудическим «если тебя назвали ослом – надевай упряжь». В хасидуте есть много о связи имени и тех или иных качеств. Имя пробуждает соответствующие качества.
Человек, страдающий, по Вл. Леви, «оценочной зависимостью» — склонен либо завышать, либо занижать свою самооценку. Он может приписывать себе несуществующие проблемы, и чем более он верит в то, что у него «есть проблема» — тем более она у него есть. Проблема «материализуется» когда человек в нее верит.
Это – второй смысл «где ты». Вс-вышний хочет ободрить человека, хочет проверить, не пал ли он духом окончательно после греха, не отчаялся ли в возможности что-то исправить. Поэтому «где ты?» — не ставь себе слишком низкую оценку, не теряй надежды, все можно исправить. [Похоже, это второе «где ты» ближе к пшату Раши]