Чрезмерный страх отнимает блеск жизни человека и всего живого и чувствующего. Нет в мире ничего более отвратительного и жестокого, чем он. Он раздувает всякую угрозу вне всякой пропорции, и затемняет сияние всякого блага, ибо под каждым благим делом он стремится разыскать некое тайное зло.
Источник всякой слабости и всякого упадка – материи, морали либо разума –всего лишь страх, переходящий всякую грань. Он угрожает человеку, чтобы тот не предпринял ничего для собственного спасения, дабы не пошевелил и пальцем ради собственного избавления, ведь может статься, это повредит ему, ведь, возможно, он совершит некий грех, который не сможет искупить, пока не превращает его в человека слабого и расслабленного, пока он лени и безделия он не упадет во всяческое зло
Из статьи «Пахад» (Страх) – из сборника Иквей Цон рава Кука
С другой стороны страх перед Б-гом является основой иудаизма. Где граница межды этими «страхами»?
Алтер Ребе пишет в Тании, что страх и любовь — это два крыла. По-видимому, они должны быть уравновешены. И так говорится в Пиркей Авот «эйн ам-аарец хасид» — Простолюдин не должен быть хасидом, не должен брать на себя слишком много строгостей. Нарушение этого баланса парализует человека и разрушает его личность. И так говорят Хазал: «пусть всегда человек будет хитрым в страхе» — в страхе нужна хитрость.
Если Вы читаете на иврите — лучше всего посмотрите в оригинале — удивительный по силе текст. Я, возможно переведу сегодня дальше.
По ивриту читаю плохо, поэтому с нетерпением жду Вашего перевода! 🙂
Понятно что лишний страх, это плохо. Всё искусство в том как найти эту золотую середину.
Конечно что надо учиться.. Но что делать сейчас? Что делать «Бааль Тшуве в дороге»? 🙂
Большое спасибо за страницу и за материалы!