Два свидетеля – всякое действие в мире требует двух точек зрения

(продолжение урока рава Ицхака Гинзбурга в Раанане 6 тишрей 5774. Начало здесь)

Год עד

Есть заповедь «жить в ногу со временем», и выражение Алтер Ребе «жить со временем» означает многое – жить с недельной главой, с праздниками, и, конечно же, с особыми задачами и указаниями каждого года.

Алтер Ребе написал в Тании, и подчеркнул это, что в каждый год есть новый свет, который не светил никогда прежде, «шана» — «год» от языка «шинуй» — «изменение».

Каждый новый год – это также изменение в моей голове, в моем взгляде на вещи, в моем отношении к вещам. Рош аШана – нужно «лешанот рош» — «сменить голову». Каждый новый год следует «лешанот рош».

Тот, кто настроен на «волну» нового света, который опускается в этот мир, когда трубит шофар – автоматически его голова изменяется в соответствии с этим, соответственно тому, что звучит в воздухе, когда трубит шофар.

Сегодня у нас 5774 год. Ребе любил – особенно в последние годы – объяснять заголовки названия нового года, «будет год…».

Это не работает до или после תש… – только в эти сто лет.

Еще перед тем, как объяснять заголовки, можно сказать «будет год עד». Само слово עד может иметь два чтения – эд («свидетель») или «ад» (до, и также «добыча»).

Два свидетеля – всякое действие в реальности требует как минимум двух точек зрения

В Торе слово עֵד встречается в стихе

 לא יקום עד אחד באיש לכל עון ולכל חטאת בכל חטא אשר יחטא על פי שני עדים או על פי שלשה עדים יקום דבר

«Не встанет один свидетель против человека, для любого греха, или любого преступления, которое он совершит, по слову двух свидетелей либо по слову трех свидетелей встанет дело».

Это очень важный стих, на каждое слово которого есть масса толкований Хазал. В самом этом стихе есть עד (74) буквы. Из выражения «один свидетель» мудрецы учат, что всюду, где написано «свидетель» (без «один») – имеется в виду два свидетеля.

Чему меня это учит в отношении начавшегося года? Что если это «год עד» то должны быть, по крайней мере, двое. Это должен быть двойной год, «двойной успех», не может быть простым годом.

Действительно, это високосный год, в нем есть два адара, «цельный год», два свидетеля.

То, что адар может разделиться на две части, указывается в его созвездии, Рыбы, во множественном числе, и «много» как минимум два.

Почему должны быть два свидетеля, чтобы свидетельствовать об одном и том же событии, и только тогда «установлено дело»? Ибо недостаточно смотреть на реальность с одной только точки зрения. Нужно смотреть, как минимум, с двух точек. Даже тот факт, что у человека есть два глаза – это для того, чтобы уравновесить его зрение. Но для того, чтобы это встало и осуществилось в реальности – требуется, чтобы два человека смотрели на это одновременно, с двух различных точек зрения.

Также Вс-вышний судит мир с двух точек зрения – «Эй-л дэот»

Если написать буквы слова עד в обратном порядке, получится דע

דע את אלקי אביך  ועבדהו בלב שלם ובנפש חפצה

О Вс-вышнем сказано «Б-г знаний Вс-вышний» — ибо для Вс-вышнего недостаточно одного только знания. «Знание» здесь – это взгляд на мир – как следует смотреть на мир, как следует измерять этот мир. Даже сам Вс-вышний имеет не один взгляд на вещи, как как минимум два, он «Б-г знаний» — как минимум два взгляда на реальность.

В каббале объясняется, что есть דעת עליון – высшее знание, взгляд на мир «сверху вниз», и ודעת תחתון  «нижнее знание, взгляд на мир «снизу вверх».

Только если смотреть на мир с двух точек зрения – тогда «встанет дело», можно судить, обвинить виновного и оправдать невиновного.

Разделение в народе Израиля – следствие необходимости двух взглядов на мир

Основное, что мы хотим сказать – что также в народе Израиля – почему необходимо такое разделение?

Мы говорили раньше о внутреннем разделении внутри Эфраима, что само представляет собой признак тшувы за тшуву – что позитивно и необходимо.

Но еще прежде есть разделение между Иегудой и Эфраимом, как мы сказали, грубо, между религиозными и светскими.

Ребе не любил слова «светские», ибо это как будто бы закрепляет человека в его светскости. Еврей есть еврей, и в его сердце есть тепло ко всякому святому делу в Израиле.

Так или иначе, поскольку так говорят, и мы хотим сделать эту идею как можно более понятной и ощутимой, мы будем использовать этот язык улицы – что есть светские и есть религиозные. Но все они – единый народ Израиля. Оба этих взгляда на мир необходимы.

Как религиозный смотрит на мир – это один взгляд, одно мировоззрение. И как светский – Эфраим – перед тем, как он делает тшуву (и также после этого – он исправляет свой взгляд на мир, но не переворачивает свое мировосприятие на противоположное, взгляд Йегуды – он все еще остается совершенным «реалистом», смотрит на мир, как это выглядит снизу) — смотрит на мир – это второй свидетель.

Что говорит Писание? «Не встанет один свидетель против человека» — не может быть только один взгляд, только одна точка зрения. Требуются обе эти точки зрения одновременно.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Ицхак Гинзбург. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>