Религиозные души и светские души

Начал переводить еще один отрывок из урока рава в Раанане (6 тишрей 5774). Урок про баалей тшува, для меня очень важный.

Пока самое начало

http://kabbalah-live.ru/hasidizm-2/yeguda-i-efraim-segodnya-religioznoe-obshhestvo-i-svetskoe-obshhestvo/

Так или иначе рав рисует следующий расклад — досы против хилоним — это Йегуда против Эфраима. «Зависть» Эфраима и «Ревность» Йегуды.

Мошиах соединит их, раскроет их единство, устранит зависть Эфраима, и устранит ревность Йегуды.

Для меня понятия «дати» и «хилони» выражают не только и не столько уровень исполнения заповедей и изучения Торы, сколько ментальность.

Можно быть соблюдающим, с ментальностью светского человвека.

Можно быть светским, с ментальностью верующего.

Также понятия «баал тшува» и «религиозный с детства» — в моем понимании — это ступени души, уровни души, а не только и не столько факты биографии.

«Баал тшува» — это состояние души — «рацо»- как это объясняет Ребе.

«С детства религиозный» — это тоже состояние души, то, что называется в хасидизме «тмимут», цельностью.

По-видимому, «баал тшува» относится, в основном, именно к светским, а не к религиозным. Настоящую тшуву могут сделать светские, и это именно то, что Вс-вышний хочет.

****

Возможно, это затянувшееся предисловие поможет понять что-то в наших «религиозных войнах» последних дней.

Чем дальше, тем больше у меня укрепляется впечатление, что мы говорим на разных языках, т.е., другими словами, принадлежим к разным ментальностям.

Я говорю – критика допустима. Мне отвечают – это не критика, это клевета…

Я говорю – сквернословить плохо. Мне говорят – нет никакой проблемы…

Я говорю – нужен новый Ребе. Мне отвечают – нам и со старым неплохо.

И т.д.

Возможно, весь этот конфликт прекрасно расписывается в вышеуказанных понятиях.

«Дос» говорит, что критика недопустима

«хилони» отвечает – нет проблем, свобода критики.

«Дос» не видит проблем в переходе на личность собеседника

«Хилони» выступает за культуру спора

«Хилони» не понимает и не принимает «вечно живого» Ребе

Для «доса» — все хорошо, прекрасная маркиза…

Наверное, важно понять, что нет спора.

Различные ментальности – различные взгляды на жизнь.

Понятно, что я здесь скорее «хилони» чем «дос». Возможно, поэтому я себя всегда чувствовал достаточно чужим в религиозном обществе. Мне близки и понятны воззрения хилоним. Мне чужда закрытость и кастовость религиозного общества. Получается, что я «хилони билвуш дати» — наверное, так оно и есть.

«Дос» («Йегуда») когда он делает тшуву – он возвращается «к самому себе» — на самом деле. Он просто возвращается к тому, чем он должен быть. И ему хорошо и комфортно в лоне религии. И он не представляет как это может быть иначе. Его прошлая жизнь – это досадная ошибка, почти уже стершаяся из памяти. Он живет в мире с собой и со своей общиной. По-видимому, это подавляющее большинство.

Кто-то назовет их «зомби». Я бы назвал, скорее, люди, обретшие в иудаизме мир с самими собой и внутреннюю цельность.

Однако, по-видимому, есть другой тип людей (рав называет их «Эфраим»).

Есть люди, «хилоним» по своей сути. Их можно «затащить» в тшуву – но они будут там мучиться. Не потому, что они не верят в Б-га, как раз наоборот, такие люди как раз очень глубоко верят в Б-га, их вера не связана с тем или иным обрядом. Им легко верить и трудно соблюдать (в отличие от первой группы, которой легко соблюдать, и которые почти не задумываются, во что, собственно, они верят).

Тем не менее, рав отмечает, что тшува таких «хилоним» — как раз и является чем то принципиально новым и принципиально важным. Нет проблемы затшувить доса. Проблема — как затшувить «хилони». Дос вернется в ту религию которая есть. «Хилони» прийдет лишь тогда, когда иудаизм станет тем, что он должен быть, поднимется на уровень морали и нравственности своего поколения.

Важно понять, что здесь нет базара, кто выше, что лучше. Один родился с душой дати, другой – с душой хилони. Лучше – чтобы каждый был тем, чем он должен быть. Чтобы каждый исполнял ту миссию, которую он должен исполнить. Чтобы каждый сознавал, что другой – не конкурент ему, а наоборот, помощник, восполняющий в нем то, чего в нем самом не хватает.

Рав также отмечает, что «светским» легче любить «религиозных» чем религиозным – светских. То ли потому, что, вообще говоря, светские – это более высокие души, они, в определенном смысле, «выше чем религия», им, в определенном смысле, религия вообще не нужна и только мешает. Или потому, что светское мировоззрение, просто по факту, более плюралистично и толерантно.

В хасидуте очень важно понять, где ты, и что ты. Если ты «дос» по своей душе – ты можешь делать тшуву без оглядки – и вреда от этого не будет.

Если ты хилони по своей душе – то можно, только очень осторожно. И – «не будь слишком религиозным».

Если зайти чуть дальше – да, настоящие лидеры поколения – они скорее из «светских» душ, сделавших тшуву, чем из «религиозных». Поэтому Любавичский Ребе был «студент», как он сам себя называл.

Религиозные знают как, но не могут этому научить. Светские зачастую не знают как, но при этом хорошие учителя.

Геула прийдет тогда, когда «светские» начнут понимать «религиозных», а «религиозные» начнут понимать «светских».

Важно отметить, что в природе, как правило нет чистых красок. Чистый «дати» и чистый «хилони» скорее абстракция чем реальность. Реально есть люди, скажем, на 20% «дати» и на 80% хилони. Или 80% дати и 20% хилони — по своей ментальности. Или- золотая середина — 50 на 50.

В определенном смысле можно сказать, что эти «светские» души как раз и являются душами учителей Израиля. Как более динамичные и подвижные — они легче всего уходят из еврейства, и труднее всего в него возвращаются.

Вполне можно предположить, что нынешний интеллектуальный упадок иудаизма связан как раз с тем, что наиболее талантливые представители еврейского народа сегодня далеки от него. Остались «досы» — люди пассивные по своей природе, призванные подчиняться, не созданные для того, чтобы творить что-то новое.

Рав недаром подчеркивает в последнее время, что «баалей тшува должны взять власть». Баалей тшува — настоящие баалей тшува — из «светских» душ сделавших тшуву — они, и только они могут по-настоящему руководить. И им же это сложнее всего сделать — еще сложнее чем сделать тшуву.

В общем, Этот урок — один из тех уроков, которые заставляют задуматься о своем месте в жизни, и о том, в чем состоит твой шлихут.

[Пока это чуть набросано, постараюсь потом поправить]

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий