25 ноября 2021 Рав Штейнзальц. Есть ли будущее у еврейского народа

РИ Что будет с еврейским народом. Ежегодный динер организации «Алеф», Нью-Йорк, 1995г.

РШ Что будет с еврейским народом. Сейчас появился новый лозунг, новая…

РИ Чтобы еврейский народ продолжал существовать. Новая «продолжаемость».

РШ Хотя это может быть симпатичное понятие, но настоящий его смысл…

РИ Штейнзальц блестящий специалист по… как сказать, раздеванию понятий. Он говорит: «имшехиют» – звучит прекрасно. «Шехиют»- продолжение, не знаю, как сказать по-русски… продолжение существования еврейского народа. Если это раздеть – это, как говорится, «синтакс шугар», от синтаксического сахара, который, как известно, вредит пищеварению, то это переведётся как «война за выживание». Т.е. «имшехиют» означает, что мы боремся за выживание. Это уже не такое симпатичное понятие, как «продолжение».

РШ Тот, кто находится на подъёме, он не воюет за выживание, и тогда ему не надо говорить о том, чтобы было продолжение.

РИ Есть, кстати, известное определение Штейнзальца: «Кто такой еврей? – Тот, у кого внук еврей.» Это борьба за выживание, если отказаться от политкорректного языка. Он говорит: если у человека есть успех, т.е. если наша система, называемая иудаизмом успешна, то нам не надо думать о том, будет ли это существовать через 50 лет или нет. Если мы начинаем думать о том, чтобы это просуществовало хотя бы два поколения – есть проблема.

РШ Человек на смертном одре начинает говорить о продолжении, о выживании, о каком-то способе продолжения. Обеспечить продолжение. Когда врач говорит человеку: «Ты останешься в живых», то мы понимаем, что он находится в большой опасности. Мы не скажем это молодому человеку, мы скажем это человеку, который находится в опасности. Несмотря на то, что есть много евреев – мы в опасности.

РИ Мы, так сказать, на грани уничтожения. Евреев надо занести в Красную книгу.

РШ И поэтому мы слышим, что еврейский народ должен продолжать существовать.

РИ Красиво звучит.

РШ Хотя мы боремся за выживание, но наш образ жизни показывает, что мы неизбежно проиграем в этой войне. Может быть не сразу, сегодня нас ещё достаточно много, чтобы исчезнуть быстро. Но как народ

РИ Не как единица, а как народ.

РШ Как народ – мы по дороге наружу. Я знаю, что есть те, кто пытается изменить картину посредством того, что они играют с цифрами. Всегда можно сказать, что смешанные браки добавляют ещё людей к еврейскому народу. Но в конце концов – это игра…

РИ Это называется «строить красивую мину при плохой игре», это ложь.

РШ Если кто-то пытался бы делать такие фокусы с финансовым отчётом, то его бы посадили в тюрьму.

РИ Какой он не политкорректный, этот Штейнзальц. Вы понимаете, что динер – это, так сказать, приходит к людям просить денег. Он приходит к людям просить денег, и говорит людям всё, что он о них думает. Он говорит: ребята, ваша система – она не работает. При ваших подходах, так сказать, через два поколения, через три, через сколько-то, не останется ни одного еврея. Ни одного светского еврея точно.

РШ И поэтому мы говорим о продолжаемости и о том, чтобы передать иудаизм следующему поколению. Что это за иудаизм? Когда мы говорим «иудаизм», что мы в точности имеем ввиду? Очень часто это пустое слово.

РИ Кого напоминает фраза «пустое слово»? Рава Кука. У рава Кука тоже есть очень красивая цитата, где он говорит, что все разговоры о Б-ге для большинства людей – это пустые слова, пустая цитата.

РШ В математике это называется нулевым множеством.

РИ Множество, в котором нет ни одного члена – нулевое множество. Т.е. понятие, которое не имеет никакого определённого содержания.

РШ Представим себе, что кто-то получил в свои руки рукопись, которая способна раскрыть Небеса.

РИ Вчера разговаривал с одним молодым человеком, который уверен, что у него в руках есть рукопись, которая способна раскрыть Небеса. Каббала, Зоар. Он уверен, что эта рукопись у него в руках. И ещё больше он уверен, что она раскроет Небеса. Но я, правда, почему-то, по своему встроенному ецер-ара постарался остудить его пыл, но не важно. Очень хорошо, что люди хотят раскрыть Небеса, но аккуратно, аккуратно, соблюдая технику безопасности.

РШ Представьте себе, что у вас есть рукопись, с помощью которой вы можете раскрыть ворота небесные. Он берёт эту рукопись и бежит. Надо добежать до конца мира, каким-то образом он должен передать эту эстафету. Он видит, что не хватит ему жизни добежать, и он передаёт этот документ своим детям.

РИ Понятно, что имеется ввиду еврейский народ, да?

РШ Дети продолжают бежать с ним и хранить его, беречь его, поколение за поколением. Но со временем, несмотря на много красивых упаковок, в которые запакован этот документ, слова начинают стираться. Люди, которые несут этот документ, уже не могут его прочитать. Весь документ превращается в стёртую грамоту. Проходит ещё время и от этого документа остаётся только пергамент, букв не видно вообще. Даже этот пергамент, эта бумага тоже начинает рассыпаться. Следующие поколения начинают нести традицию и передавать её дальше. Но те, кто несут этот пустой уже, на самом деле, ящик, когда-то в нём находился драгоценный документ – они обнаруживают, что они бегут так быстро и прикладывают так много усилий для ничего. И тогда они остановятся и перестанут бежать.

РИ Я не знаю, если кто-то охарактеризовал в нашем поколении положение еврейства с большей яркостью. Я вот обнаружил эту книжку – это совершенно фантастическое описание: да, мы несём документ, который стёрся, а потом буквы истлели, бумага истлела, остался только ящик. Ящик каждый раз, так сказать, ремонтируют заново. В конечном счёте рано или поздно мы все обнаружим, что там ничего нет. Можно так сказать про современное еврейство? Страшно. Я очень согласен со Штейнзальцем. Я недавно где-то читал, что, когда обнаружили бранские, по-моему, рукописи – арабы их расхватали, порезали на куски, чтобы подороже денег взять. И начали покупать все эти рукописи, которые пролежали… 2000 лет эта рукопись пролежала в пещере в сохранности. А потом она попала к какому-то арабу, который завернул её в полотенце, положил её в какую-то картонную коробку. После Шестидневной войны один из Израильских военачальников был, так сказать, лютым археологом. И он услышал, что есть такая рукопись, у такого-то такого-то. Он пошёл, так сказать, торговаться, выкупил эту рукопись. За 15 лет в бумаге и в картоне она истлела наполовину, с трудом удалось что-то восстановить. Вот такая ассоциация. Итак, еврейский народ несёт истлевшую рукопись и пустой ящик. И это только вопрос, когда, так сказать, до этой эстафеты дойдёт, что там ничего нет, тогда они остановятся. Т.е. он говорит: не надо думать, что евреи дураки, не надо думать, что люди, которые оставляют веру, делают это по глупости. Нет, они просто обнаружили, что там внутри ничего нет. Релевантно нашему поколению. Как раз наше обсуждение про Танию: ничего релевантного нашему поколению нет. Наоборот какие-то злые лозунги, что гоим всё это делают ради своей выгоды, а ецер-ара пытается победить ецер-тов. Всё прекрасно, при чем здесь мы? Когда-то так думали, да, ну и что?

РШ Эта рукопись исчезла из нашей жизни. Есть те из нас, которые говорят, что мы несём какую-то супер важную информацию всему миру. Но на самом деле мы не знаем, в чём состоит это сообщение. Мы не только не способны прочитать его уже

РИ Это, кстати, где-то в пророках приводится вся эта красивая аналогия, что ему приносят рукопись, а он говорит: я не умею читать. Надо подумать кто из пророков об этом говорит.

РШ Мы не только не способны больше прочитать его, но он просто стёрся. У нас есть только пустая шелуха. И даже она тоже уже не полная. Мы всё ещё бежим. Но сколько можно бежать с такой пустой вещью? И это есть основная проблема – потеря внутреннего смысла. Можно изображать бурную радость

РИ Сейчас у нас будет праздник Ханука: будем изображать бурную радость по поводу победы Хасмонеев над греками. Добрых Хасмонеев над злыми греками. Поскольку в Америке это совпадает с Кристмасем, то очень хорошо получается – одни имеют ввиду Кристмас, другие имеют ввиду Хануку, и такое, так сказать, межнациональное братство, которое очень хорошо уживается в Америке. Но он говорит – это потеря внутреннего содержания.

РШ Народ не может продолжать существовать просто так.

РИ Стам. Помните про стам-филистимляне?

РШ Отдельные люди могут бороться за продолжение личного существования, но народ, который знает, что он проиграл войну – зачем ему воевать за своё существование? Это глупо. Выживать? Ради чего?

РИ Т.е. все века у евреев было какое-то понятие ради чего они продолжают. А теперь? Сегодня, ради чего?

РШ Всё, что еврейская цивилизация могла сказать миру – она уже сказала. Дальше что? Если я в любом случае проиграю, через поколение или два, есть разные демографические подсчёты, я исчезну.

РИ По крайней мере американское еврейство… хорошо, харейдим – это отдельная песня. Предположим, что харейдим будет существовать, но американское еврейство в его красоте, в его способности соединять миры – оно исчезнет.

РШ Зачем мне мучать своих детей? Зачем мне делать их жизнь тяжёлой, если мои внуки уже забудут всё, что связано с еврейством. Если у меня нет надежды не только выжить, но даже ожидание на что-то большее в будущем – я не могу просто так воевать. Невозможно продолжать, когда есть только прошлое, но нет будущего. Люди не могут продолжать жить в прошлом, даже если это прошлое было замечательным, чудесным.

РИ А оно не было чудесным, и не было замечательным. Это мы сегодня рисуем штетл как Ган Эден.

РШ Штетл всюду, где он был – его нельзя построить заново, и нет в этом ни смысла, ни пользы. Для многих государство Израиль – это замена решению нерешённых проблем. Невозможно жить «вместо».

РИ Т.е. Израиль – это, так сказать, на некоторое время решает проблему выживания еврейского народа. Мы сегодня видим, насколько левые готовы всё отдать арабам, и это часть той же самой проблемы.

РШ Нет в этом никакой логики, нельзя жить «вместо». Также как я не способен кушать или спать ради кого-то другого, вместо кого-то другого, также как никто не хочет, чтобы я родил его детей

РИ Груб, груб Штейнзальц. Груб и агрессивен. «Никто не хочет, чтобы я был отцом его детей вместо него самого».

РШ Так я не могу молиться или учиться ради кого-то другого. Каждый должен жить свою собственную жизнь. Мы не можем ожидать от государства Израиль, чтобы оно спасло положение. У государства Израиль есть собственные проблемы, не только как страна, а также как центр еврейского существования, также в этом вопросе она борется за выживание, и она не может сегодня сделать много для того, чтобы спасти других.

РИ Как говорится, Израиль решает свои проблемы.

РШ Сегодня в США есть больше евреев разных видов, чем в любом другом месте.

РИ Ну, сегодня уже в Израиле больше, это 1995 год. Речь идёт про примерно 6 миллионов человек, которые могут утверждать, что они произошли от евреев.

РШ В общем их положение достаточно хорошо. Но есть что-то, что они не сделали — они не создали общего будущего, к которому можно стремиться. Сколько из этих происходящих из евреев могут сказать, что их внуки останутся евреями?

РИ Что они уверены, что их внуки останутся евреями – это настоящий вопрос.

РШ Хотя частным образом, не мало из этих евреев весьма успешны, может быть больше, чем евреи преуспевали в любое другое время или место. Но как община и как народ – они на второй и третьей ступени и ниже. И нет человека, который был бы готов продолжать жить, бороться, сражаться, воевать, трудиться, зная, что он всегда будет оставаться третьей лигой, или ещё ниже.

РИ В Израиле всегда говорят: седьмая лига. Никто не хочет оставаться седьмой лигой. Да, иудаизм, так сказать, примитивная религия, 3000-летней давности, кто готов за неё воевать.

РШ И во всём этом есть нечто, идея, которую я хочу высказать. Но если это не добавит оптимизма, по крайней мере, это ставит цель. Евреи диаспоры находятся между двумя основными выборами: они могут сдаться, поднять руки и сказать: «Мы побеждены», или они могут создать новый путь.

РИ Вот собственно ради этих слов я читаю эту статью: «они могут создать новый путь и новую надежду».

РШ Если мы хотим продолжать, если есть внутри что-то, какая-то память о стёршемся документе есть ещё и обладает силой и мощью притяжения, ещё притягивает сердца – то надо построить заново еврейскую жизнь в этой стране.

РИ Старые решения не работают – вот суть. Если хотите, чтобы было продолжение, нужны новые решения.

РШ Разрешите мне сказать что-то неполиткорректное. Есть потребность, польза и даже возможность перевернуть это место Соединённые Штаты в Вавилонскую диаспору.

РИ Т.е. Америка должна стать Вавилоном. Вот он анти, он страшный анти, антимешехист. Большинство евреев мира уверены, что возвращение в Сион необратимо. Что говорит здесь Штейнзальц? Он говорит: а я не уверен, я бы построил в Америке второй Вавилон, чтобы обеспечить существование еврейского народа, при всех раскладах. Есть ещё какой-то еретик, который утверждал бы тоже самое? Про рава Амиталя мы знаем, читали, что он не считает, что Израиль – это необратимый процесс. Про рава Гинзбурга я слышал, где-то в кулуарах, или читал, что те, кто думают, что это необратимый факт, что у нас есть своё государство – это далеко не так. А что думает об этом Любавичский Ребе? Он понятно, что думает. Потому что, когда ему предлагали миллион раз ехать в Израиль, сделать алию, он говорил: «Спасибо, спасибо». Почему-то у меня есть сильное подозрение, что Любавичский Ребе подписался бы под этими словами. Он говорит: ребята, критические системы должны дублироваться. Поэтому очень хорошо, что у нас есть Эрец Исраэль. Но не надо говорить, что Эрец Исраэль – это уже Машиах. Потому что столько врагов и т.д. мы, так сказать, привыкли к этой модели, пусть будет галут-бавег. Это на самом деле фантастика, настолько прагматично, настолько… на иврите есть замечательное слово «мефуках»… как сказать… вот есть люди пьяные, а есть трезвые. Трезвость. Трезвый взгляд на жизнь. Наше существование в опасности, нам угрожает опасность – физического уничтожения в Израиле, духовного уничтожения в галуте. И никакими разговорами о Машиахе это заменить невозможно. Поэтому Ребе был очень резко против мессианства религиозного сионизма. А религиозный сионизм был резко против мессианства Ребе. Вот благодаря двум этим центрам мессианства как-то сохранялось и сохраняется равновесие. Так или иначе, он говорит: это может быть прозвучит наглостью, это может быть прозвучит по-хамски, но есть возможность и необходимость превратить это место во второй Вавилон.

РШ Можно здесь создать второй центр, который будет равен большому центру в Эрец Исраэль, а в определённых вопросах даже превосходить его.

РИ Ну, кстати, а если подумать… А что думал рав Соловейчик со своей ешивой? Его тоже хотели сделать там главным раввином Израиля. Он хотел, а потом передумал. Так или иначе, он стал, что называется, главным философом диаспоры, и остался им. Так что не все поддались этой сионистской пропаганде, оказывается.

РШ Здесь можно создать второй центр, который будет равен большому центру в Эрец Исраэль, а в определённых вопросах даже превосходить его. Но для того, чтобы это сделать, нужно нечто гораздо большее, чем просто выжить, чем просто выживание. Если не делать это как нужно, если невозможно построить здесь нечто обладающее духовной и интеллектуальной ценностью – нет никакого смысла этим заниматься.

РИ Фантастические слова. Думаю, что в христианстве можно поставить всё тоже самое, один в одно. Единственно, может быть, нет проблемы выживания, но всё остальное тоже самое.

РШ А мы сейчас начнём читать Зоар, и у нас будет такой двейкут с Кадош Барух.

РИ Беседер, мы это проходили. Во-первых, не будет.

РШ Если нет возможности построить здесь что-то обладающее духовной и интеллектуальной ценностью – нет никакого смысла этим заниматься.

РИ Наверное, это то, что Штейнзальц хотел делать в России, но власть сменилась, и политика, и Хабад… не знаю, Дворкин мне говорил, что похоже, что Штейнзальц видел себя главным раввином России. Но ему не дали естественно это сделать, потому что слишком много политики, слишком много денег, слишком много ецер-ара у людей.

РШ Такое усилие требует изменение очень широкое, не только в порядке приоритетов, но также в том, каким образом люди хотят и могут действовать. Такое изменение означает другой план, другой способ планирования. Надо изменить совершенно диаметрально вещи, которые люди вкладывают, что их интересует. Поскольку еврейское образование, воспитание предназначено не только для детей, но также для взрослых, для дедушек этих детей. И чтобы обеспечить что каждый внук еврея остался евреем, значит надо воспитывать не только детей, но также их родителей и их дедов.

РИ Это явно не имеется ввиду воспитание на уровне детского сада. На уровне детского сада прекрасно работает Танах, ничего больше не надо. Дальше чуть-чуть, в средней школе есть Тания. А вот что дальше – это уже интересно.

РШ Кроме того, что люди должны изменить что-то в личной жизни, невозможно всегда быть «агентом по продажам», невозможно построить целую культуру, как это было сделано здесь в прошлом по продаже…

РИ «Шматес» — это то, что на русском называется шмотки. Невозможно вечно торговать шмотками. Шмотки означает обрывки.

РШ Нужно новое творчество. Новое творчество означает гораздо более глубокую связь и гораздо большее число людей.

РИ Т.е. гораздо большее число людей будут вовлечены в этот процесс гораздо более глубоко.

РШ Это настоящий смысл выживания. Выживание из понимания, что невозможно стать больше или лучше завтра. Если невозможно завтра стать больше или лучше, то также нет смысла сегодня продолжать. Построить заново значимую еврейскую культуру Соединённых Штатов, даже если она будет отличаться от культуры Эрец Исраэль – это не означает посчитать, сколько у нас есть врачей, сколько у нас есть адвокатов, сколько у нас есть бухгалтеров. Даже сколько у нас есть раввинов. Это вторично. Вместо этого мы должны спросить: создаём ли мы еврейское наследие, которое будут помнить через 2, 3, 10 поколений?

РИ Создаём ли мы сегодня новое еврейское наследие, значимое? Вот что надо спрашивать.

РШ Сколько евреев среди нас чувствуют, что они евреи по самой своей сути? Что они могут внести в будущее еврейства? Это есть настоящий вопрос. Для того, чтобы это сделать, требуются огромные вклады, гораздо больше, чем было сделано в прошлом. То, что сделано до сих пор, сделано как правило, чтобы избавиться от чувства вины.

РИ Потому что они оставили своё еврейство, они платят какие-то деньги еврейским центрам, и это их избавляет от чувства вины.

РШ Но если мы хотим будущего, в котором есть не только выживание, но также надежда – это потребует от нас гораздо больших вкладов. Я не говорю только о деньгах, я говорю про нечто более реальное и болезненное – вложение жизни. Кто-то должен посвятить этому жизнь, чтобы создать новое еврейство, которое через 10 поколений скажет: «Вау! Вот эти люди создали новое еврейство».

РИ Также как Эзра и его ученики и соратники создали Танах. Также как реб Йохан бен Закай создал, продолжил Устную Тору. Также как мудрецы многих поколений каждый раз поднимали это на новую ступень. Нужны люди, которые посвятят свою жизнь тому, чтобы сделать апгрейд, прочитать стёршиеся рукописи, понять, что они означают сегодня. Например, Тания – для меня это стёршаяся рукопись. Если кто-то способен её прочитать, я буду очень рад. Это работа целой жизни.

РШ В Америке говорят: «Положи свои деньги там, где находятся твои уста». А я говорю: «Положите ваши жизни, вашу душу там, где находятся ваши деньги». Это гораздо-гораздо труднее.

РИ Очень просто продолжать традицию: собрались на субботу, выпили, закусили, всё прекрасно. Он говорит: это не будет работать продолжительный срок.

РШ Я закончу чем-то, что не пророчество, но есть в этом надежда. Всё ещё есть здесь достаточно евреев. Многие из них, даже если они совершенно чужды всему еврейству, они очень хорошие люди. У нас есть очень много хороших людей. Эти люди, на самом высоком уровне, способны стать основой построения нового будущего, другого будущего, лучшего будущего. Но мы не должны ждать, что это строительство произойдёт само собой. И это никогда не было так, никогда не происходило само собой. В нашем будущем может быть надежда, обещание, что-то, на что можно посмотреть. Если мы хотим такого будущего, настоящего будущего, а не только скучное продолжение чего-то в прошлом, что означает просто отложить похороны ещё на пол поколения, требуется очень много усилий. Но такая задача, даже если она беспрецедентна, она реализуема.

РИ Вот такой текст. Мне очень радостно читать этот текст, потому что можно сказать, что в этом тексте он выразил всё, о чём мы говорим последний год, интуитивно. Здорово, это очень поддерживает меня в своём пути. Не то, что я наметил для себя, потому что ничего я, на самом деле, не наметил, это просто движение абсолютно спонтанное. Но вот он очень хорошо выражает то, что я чувствую внутри себя.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Штейнзальц. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>