1 декабря 2021 Залман Шехтер. Уединенная молитва и молитва в миньяне

РИ Это книжка про молитву.

ЗШ Чем отличается индивидуальная молитва от общественной молитвы. Индивидуальная молитва — это очень важно. Когда я стою на молитве, я могу сказать то, что находится в моём сердце, я могу говорить более долго или более кратко там, где меня это устраивает. Я не должен выделываться перед своими друзьями. Иногда я хочу сказать: «Я сегодня не хочу молиться, но я хочу излить перед Тобой своё сердце и рассказать, что мне мешает, что меня мучает».

РИ Это связано с предыдущим текстом, да. Иногда, когда человеку больно, он просто хочет кому-то рассказать. Он не знает кому. Кому-то. Он открывает сидур и обращается к кому-то, кого он даже не знает как зовут по имени. И это успокаивает боль. Это хорошее болеутоляющее.

ЗШ Я хочу уединиться и говорить с Б-гом просто и прямо и лично. Тем не менее есть сила у общественной молитвы, которой нет у молитвы одиночек. Когда определили текст молитвы, также определилось требование произносить определённые молитвы только в обществе, и в обществе установился миньян, 10 человек. Есть определённые типы молитвы, которые можно произносить только в миньяне. Не происходит повторения молитвы, не происходит благословение Коэнов, не читают Тору, не читают мафтир.

РИ В общем, какие-то типы молитв не произносятся, если нет 10 человек.

ЗШ Талмудическая дискуссия в трактате Мегила объясняет почему 10. Учится это из истории про разведчиков. Слово «эйда» означает общину, и 10 разведчиков, которые согрешили, сказано: «Отделитесь от этой общины». Мне кажется, что опора на историю про разведчиков – это только внешне, это достаточно внешняя история. Идею миньяна нужно видеть в наших 10-ти пальцах. Когда у нас есть 10 пальцев, то мы чувствуем цельность. Если не хватает одного пальца, то наша цельность повреждена. И поэтому Коэн, у которого повреждены руки, он не должен благословлять. Эта «десятичность» появляется в наших источниках очень часто. Десять поколений от Адама до Ноя, десять поколений от Ноя до Авраама, десять казней, десять заповедей. Пятая часть Пиркей Авод там полно таких перечислений десятков. Мидраш, мы говорим «десять языков молитвы».

РИ Т.е. десять языков молитвы, пророчества и прославления в книге Теилим.

ЗШ В каббале мы тоже находим десять сфирот, которые представляют собой цельность Б-жественности. Десять сфирот блейма.

РИ Блейма означает, что у них нет какой-то определённой сущности, мы не можем как-то обозвать их каким-то образом.

ЗШ «Десять, а не девять, десять, а не одиннадцать» — так написано в книге Йецира. Как дальше будет говориться в каждой из сфирот есть определённые качества. В настоящем контексте я говорю, что каждая сфира исполняет какую-то жизненную функцию в гештальте, который называется миньян.

РИ Т.е. когда есть десять человек, каждый человек занимает какую-то позицию в этом гештальте.

ЗШ Давайте представим себе древо жизни сфирот на полу синагоги, как классики. И в каждом квадрате стоит человек, один из десяти. И каждый из этих десяти берёт на себя какую-то задачу, которая связана с той или иной сфирой, на месте которой он находится. И задача того, кто стоит на сфира Хохма – он как бы отвечает за то, чтобы миньян не распался. Тот, кто стоит на месте Хесед, он отвечает за то, чтобы в этом месте царили любовь и доброжелательность. Тот, кто находится на Гвура – он должен хранить, чтобы люди внимательно молились. И так каждый человек в молитвенном зале имеет собственную задачу в сохранении действии и энергии общественной молитвы.

РИ Да, такого я никогда не слышал, если честно.

ЗШ Это требуется для того, чтобы говорить какие-то вещи кдуша. Так я объясняю изначальное намерение наших мудрецов, когда они сказали, что 10 человек, когда они заходят в синагогу – с ними вместе находится Шхина. Когда приходит 10 человек, то они создают структуру подобную десяти сфирот, и это становится энергетическим полем, которое притягивает Шхину. И каждый человек отвечает за определённую часть этой энергии.

РИ Интересная теория, достаточно оригинальная, ничего похожего не слышал. Я бы сказал по-простому, т.к. я стараюсь молиться в миньяне – в миньяне другое настроение. В миньяне реально другое настроение, потому что, так сказать, граница, которая отделяет нас от духовности – она настолько плотна, что в одиночку человеку как правило, очень редко удаётся это пробить. А когда есть компания, когда есть 10 человек или больше, когда есть нигуним, когда есть, так сказать, песни, какие-то мотивы. Особенно когда есть праздники и молятся на праздничный мотив, когда есть чтение Торы – это всё как бы настраивает дух человека, чтобы он мог чуть-чуть подняться. Он говорит здесь про мистическую молитву, но, ещё раз говорю, до мистической молитвы я пока ещё не дорос, а просто по кайфу молиться в миньяне, когда есть хороший миньян, когда вокруг твои друзья, когда красивые молитвы, красивые нигуним, просто по кайфу молиться. Не знаю, можно ли говорить о каких-то высоких ступенях, не знаю. Может быть Залман Шехтер и может, а я пока не знаю.

ЗШ Что по поводу участий женщин в миньяне: я помню, что в 60-е годы, я представлял себе какой-то прибор, который позволяет проверить наличие Шхины.

РИ Хотел изобрести прибор, который называется «шхинометр».

ЗШ Когда зайдёт десятый, загорится лампочка. Такой прибор будет очень популярен для того, чтобы понять, могут ли женщины молиться в миньяне.

РИ Если лампочка зажжётся.

ЗШ Сегодня, после того, как я уже десятки лет включаю женщин в миньян, я уже не нуждаюсь в доказательствах.

РИ Мне кажется, что вот эта концепция Шехтера, при всём уважении к нему настроена на достижение экстаза. К «шхинометру» можно прицепить ещё «экстазометр» или как это называется. И три стакана больше чем два, и четыре лучше, чем три, а уколоться лучше, чем пить водку, а лучше всего молиться. На мой взгляд концепция молитвы, по крайней мере, как она представляется мне в Хабаде… я не уверен, что у рабби Нахмана та же самая концепция, вот совсем нет… в Хабаде – это очень медленные изменения. Хабадская система против того, чтобы человек очень быстро менялся, потому что после «кайфометра» происходит, что свет уходит, а эго остаётся. Поэтому кайфовать вредно. Т.е. слишком сильные, зашкаленные эмоции на самом деле человека не исправляют совершенно, только делают его хуже. Написано в очень многих хабадских текстах, в особенности это Гинзбургские тексты. Поэтому в каком-то смысле наоборот. Т.е. какая-то обыденная ежедневная молитва, буквально, как говорится, бубнение Сидура, конечно с попыткой всё-таки более или менее хоть какой-то кусок молитвы прочитать с каким-то сознанием – она как раз очищает человека, а не какие-то прыжки. И это как бы то, что видно. Люди, которые постоянно молятся, постоянно учат Тору – происходит какая-то внутренняя очистка, которая совершенно не связана с какими-то экстазами. Безусловно поиск, богоискательство, оно как бы по определению ориентировано на поиск каких-то высших подъёмов. А обычная нормальная молитва, и обычное изучение Торы – оно как раз совсем на это не ориентировано, но именно оно исправляет человека. Поэтому в этом смысле я бы просто шёл бы в синагогу молиться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Шломи Шехтер. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>