4 ноября 2021 Рав Штейнзальц. Не отказываться от мечты

РИ Конечно, когда я сравниваю Штейнзальца, с которым я так и не познакомился при жизни, вот сейчас знакомлюсь, и рава… Не знаю, Штейнзальц как-то сумел вписаться в этот мир, а рав нет, он так и остался где-то вдалеке. Тов, Адин Штейнзальц.

РШ Много лет назад я написал о том, что люди идут проводить время. Что такое проводить время? Стирать.

РИ Слово «проводить время» и слово «стирать» — оно, как бы, одно и то же на иврите.

РШ Когда люди идут проводить время, их цель уничтожить время. «Билуй» означает уничтожать время.

РИ Кто учит иврит, поделитесь со своими учителями, что «билуй», времяпрепровождение, означает убивать время.

РШ Есть много способов это сделать. Одна из самых больших индустрий мира, которые крутят миллиардами шекелей – это как уничтожать время. У человека есть время – он пытается его потратить. Остаётся у него смятая тряпка. Это не всегда приятно. Есть люди, которые могут проводить время и им плохо. Им плохо во время времяпровождения, им плохо после него. Я не говорю здесь о моральных проблемах, что человек делает. Сама идея идти проводить время, убивать время.

РИ Вы понимаете почему это модерн?

РШ Мудрецы Израиля подчёркивали, что Шхина присутствует на каждых 10 евреев. «Там, где собирается 10 человек из Израиля присутствует Шхина.» Почему? Потому что они способны быть миньян, в котором есть и Шхина. Включаются не только 10 человек в синагоге, но и вообще 10 человек на футбольном поле. И во всяких таких местах, где есть времяпрепровождение, Шхина присутствует над ними. И это ужасный позор для Шхины, она плачет. Она должна быть там, среди 10 человек из Израиля. Но что говорит Шхина об этом?

РИ Это в конце Тании, по-моему, в самых последних главах Тании говорится именно об этом.

РШ Когда-то была хасидская песня на идиш: «Не учиться, не молиться, но только не огорчать Всевышнего». Когда сидит 10 человек и смотрит последнюю серию на телевизоре, то не вопрос – это большой грех, или это маленький грех. Вопрос – что говорит Шхина? Она делает такое лицо: «Что делать, это мои любимые дети и с ними я должна сидеть».

РИ Там где собирается 10 человек на просмотр какого-то фильма, Шхина сидит вместе с ними.

РШ Она обязана сидеть вместе с ними.

РИ Заголовок, кстати, не терять фантазии, не терять снов, надежд. Мечтать, другими словами. Уметь мечтать, быть верным своей мечте.

РШ Не трогайте Машиаха. Когда человек достигает какого-то места в жизни, он пытается что-то сделать со своим временем и с самим собой, он начинает чувствовать, как дорого время, сколько время стоит, сколько можно сделать за это время и сколько до сих пор он не пытался делать. В конце концов, после определённого возраста большинство людей входит в то, что называется «иго Царства» и …

РИ Обыденной жизни.

РШ Человек служит своей стране, обществу, своей семье, и тогда начинает чувствовать боль за свои большие сны, большие мечты, которые он мечтал в своей молодости, и которые не осуществились. Иногда человек не чувствует этого, и проходит много лет, и он чувствует, что всё хорошо, он не вреден для окружающих, не опасен для окружающих.

РИ Это уже хорошо.

РШ Он живёт своей жизнью, он убивает годы. Вопрос: для чего он хорошо? Кому он нужен? Эти вопросы уже не занимают его. Главное – я законопослушный религиозный еврей.

РШ Я вчера тут в синагоге разговорился с одним русским баалей тшува. Так, на первый взгляд, вроде образованный, законопослушный еврей. Двое сыновей у него, один учится в ешиве, другой в средней школе. И вот он мне начинает рассказывать: ты знаешь, старшим сыном я доволен, а младший сын, к сожалению, учится в Тихоне, в средней школе. Я говорю: парень, я не понимаю, а что плохого, что он учится в Тихоне? И он начинает гнать, что этот мир зло, и сколько здесь грязи, и по улицам гуляют проститутки и прочее. Я думаю… помните, как Авраам Авину: тебе же 50 лет, как ты можешь поклоняться этому истукану, которого только что, так сказать, вынули из печки? Вот тоже самое: здравомыслящий мужик, и такое гонит. Вот кто ж тебе вложил в голову эту чушь? Ненавидеть свою страну, ненавидеть свою родину, ненавидеть всё что здесь происходит. У меня это не укладывается в голове. Но, к сожалению, приходится очень часто с этим сталкиваться. Потом ещё я искал тремп выехать из Бат-Аина, и тоже какие-то ребята, из харедим, сефарды, как я понял. И тоже такой разговор по дороге: мир не существует. Их ненависть к миру фантастическая, дикая. Пацаны 20-22, так на взгляд. Они не знают мира, они не видят мира, они заперлись в своём гетто, и не хотят ничего видеть, и не хотят ничего слышать. И вот маршрут: Бейтар, Бат-Аин, ещё какое-то харейдимное местечко. Страшно, просто страшно. И ничего нельзя объяснить, на всё у них тоже будут ответы: написано в книгах так и написано в книгах так. Книги надо уметь читать. Не всех научили читать. Мы вчера разговаривали с одним парнем на фарбренгене. Я говорю: а ты помнишь, как Магид говорит? Если кто когда-то видел свиток Торы, то перед Берешит, перед самым началом есть три пустых строки. Так положено по Алахе, что должны быть три пустых строки. Я ему сказал: ты знаешь, а у нас в России всегда говорили, что надо уметь читать между строк. Самое главное это не буквы, а вот белый пергамент между буквами, там на самом деле всё самое главное и написано. А потом я вспомнил, что Магид говорит, что вот эти три строчки пустых перед Берешит – вот это называется «сокрытая сущность». Т.е. суть всего – это даже не первая буква, и даже не первое слово, вот эти три пустых строки, и там на самом деле всё написано, если ты умеешь это читать. Если нет, ну, буквы ты уже научился, может быть когда-нибудь научишься читать между буквами тоже.

РШ У большинства из нас есть большие мечты в детстве. Потом большинство из нас предают свои мечты и живут обыденной жизнью.

РИ Те самые «стам» колодцы, которые засыпают «стам» филистимляне.

РШ Иногда человек не чувствует и проходит много лет. «Ну, я вреда никому не приношу» — так человек живёт, убивает свою жизнь. Вопрос: для чего ты хорош, кому ты нужен таким? Ему это не интересно. Он говорит: «У меня всё в порядке». Создать семью – это великое дело. Растить детей – это великое дело. Дети, внуки – это великое дело. Не вредить – ещё больше великое дело. Но чтобы быть человеком, который мечтает только о том, чтобы быть балабос, домохозяином, и чтобы можно было присоединить его к миньяну – тоже не великое дело.

РИ Хотите шутку? Вот этот вот инструмент, который называется не кошерный телефон… когда-то я жил в Реховоте, или в Нетании… я уже не помню, где это было. На входе написано: «Пожалуйста, не входите с не кошерными телефонами». Т.е. типа, если у тебя не кошерный телефон, мы тебя не будем присоединять к миньяну. Такое тоже бывает. Сходить с ума можно до бесконечности. Когда я только приехал в Израиль, у меня был телефон-раскладушка, кошерная Моторола. Давно это было.

РШ Если у человека есть большие мечты, они время от времени пробуждают его, не дают ему дальше погружаться в свою жизнь. А когда ты растёшь и у тебя остаётся большая мечта, тогда даже если ты убиваешь своё время, то сон остаётся.

РИ Т.е. мечта остаётся.

РШ Я встретил одного очень интересного человека. Он у меня спросил: написано в Гемаре «не трогайте моих Машиахов».

РИ Гемара объясняет, что значит «не трогайте моих Машиахов». Это маленькие дети, которые учат Тору, дети до бар-мицвы.

РШ Почему дети называются Машиах? У каждого ребёнка когда-то пробуждается желание быть Машиахом.

РИ Хороший еврейский ребёнок мечтает стать Машиахом.

РШ И поэтому — «не трогайте маленьких Машиахов».

РИ Маленьких детей до бар-мицвы.

РШ К сожалению, они не превращаются в Машиахов. Но у каждого ребёнка есть потенциал быть Машиахом. Поэтому «не трогайте Машиахов», не разрушайте ему сон, не разрушайте его мечту. Ребёнок с мечтой остаётся с мечтой, которая поддерживает его, чтобы он не завял. Даже когда он растёт, он помнит, что у него был сон, у него была мечта, он хотел что-то сделать. По крайней мере, хотите хотеть.

РШ Было дело. Одна «психологиня» провела эксперимент. Она родила ребёнка и привела шимпанзе, которая тоже только что родилась. И они оба, ребёнок и шимпанзе росли вместе, кровать рядом с кроватью. Она одевала их одинаково и занималась ими одинаково. Выяснилось, что в первый год шимпанзе развивается быстрее ребёнка: обезьяна научилась ходить быстрее, ездить на велосипеде быстрее. Пока шимпанзе не прошло свой период детства и тогда он становится всё больше и больше обезьяной. И тут ребёнок его опережает.

РИ Интересная мысль: сначала у человека есть период детства, а дальше он становится обезьяной. Здесь не написано, но это то, что я слышу. Есть период детства, когда ты Машиах, а потом ты превращаешься в обезьяну. Жуть, на самом деле.

РШ Человек говорит: сейчас я стал нормальным человеком, сейчас я стал замечательной обезьяной, правильной обезьяной.

РИ Т.е. раньше я был каким-то странным Машиахом, а сейчас я стал нормальной обезьяной.

РШ Как шимпанзе думает: я был маленький ребёнок, я игрался в какие-то игрушки и делал какие-то бессмысленные вещи, а вот сейчас я настоящий шимпанзе. Нужно найти работу, нужно найти что-то чем заниматься, и стать правильным шимпанзе. Если ты не захочешь жить правильной обезьяньей жизнью, ты останешься ребёнком, и ты сможешь обойти всех обезьян, и продолжить идти и развиваться.

РИ Не останавливайтесь, развивайтесь.

РШ Человек, который ничего не хочет в жизни кроме нормальной жизни – он не чувствует, что время уходит впустую, он не чувствует, что жизнь проходит впустую. Что он хочет быть? Балабайт, домохозяином. Двое-трое детей, и тогда он уже такой серьёзный балабайт, он уже исполнил своё предназначение в жизни. Если у человека есть маленькие мечты – есть шансы, что он их реализует. Тот, у кого есть большие мечты, у него меньше шансов реализовать. Вы можете сказать: это потому, что у такого человека нет покоя. С другой стороны, человек, который живёт в покое, после того, как он реализовал свои маленькие мечтания, желания – что с ним стало, во что он превратился? Когда у человека есть большие желания, у них есть ощущение, что время имеет большую цену. Когда человек ничего не делает со временем, 10 лет, 20 лет, 50 лет, он становится в каких-то вещах менее успешным, но он получает деньги, он получает статус, потом его отправляют в дом престарелых, и такому человеку нечего жалеть себя и своё время. Есть много людей, которые так живут. А есть мечтатели. Одна из вещей, которую мудрецы говорят про Авраама: «Весь мир на одной стороне, а он на другой стороне». Он был неправильный человек, не такой как все. Вопрос: кто такие все? Что у них такое есть, с чем имеет смысл бороться? Я должен стоять только против себя самого. Также Йона, который жил поколение после Авраама, говорит: я на другой стороне. Да, не каждый из нас — это Авраам Иври, но каждый должен себя спросить: что он хочет делать, когда он будет «гадоль», когда он вырастет.

РИ В Израиле очень любят этот вопрос, есть множество интервью с такими тоже достаточно успешными людьми, которым в конце говорят: «Что ты будешь делать, когда ты вырастешь?» Это такой сленг своего рода.

РШ 56 – это очень низкая оценка

РИ По 100-балльной системе.

РШ Для чего нужен итвадут?

РИ Что, может сделать Лехайм? Не знаю, утром как-то не в кайф.

РШ Кроме того, что есть друг друга поддержать, сказать друг другу «Держись!». Есть ещё приобрести аппетит. Когда кто-то кушает, я тоже хочу. Когда я слышу и вижу, что кто-то стремится ко Всевышнему, тот пробуждает меня тоже. Кто-то родился в нерелигиозной, прошёл через метаморфозу, потрясение – в какой-то момент он огонь. Но религиозные выросли и всегда было всё в порядке.

РИ Т.е. те, кто выросли в религиозной среде, они должны сделать большую тшуву, чтобы выйти из ощущения, что всё в порядке.

РШ И ради этого делают фарбренген, итвадут. Есть такие экзамены, которые проходят с оценкой 56, и человек думает, что это стыдно. И есть множество людей, религиозных, которые стоят на оценке 56 и им совсем не стыдно.

РИ Т.е. вероятно, это минимальная оценка, проходная.

РШ Когда они придут на Небеса, им скажут: «Беседер, принят».

РИ Ган Эден для троечников, добро пожаловать.

РШ Так или иначе, вы находитесь сейчас здесь и нужно попробовать разбудить ваши души. Люди сидят и разговаривают о том, что хотели бы молиться. То, что написано про колено Леви, что они пошли в армию… один цадик объяснил про людей, которые идут служить Всевышнему. Он сказал, что «цава» на арамит означает «рацон».

РИ Слово «цава» — это армия на иврите, на арамейском это означает «рацон», воля.

РШ Они хотят хотеть. И это тоже нечто в служении Всевышнему.

РИ Рав Ицхак как-то сказал, что вот это «хотят хотеть» может, по-моему, продолжаться до 20 раз, с ссылкой на кого-то. Т.е «я хочу хотеть, хотеть, хотеть и т.д.» 20 раз – это всё ещё хорошо. Больше 20-ти это уже плохо. Хотеть хотеть. Это уже ступень в служении Всевышнему.

РШ Мы говорили до сих пор о том, что нужно делать. Дальше нужно делать. И можно делать. Иногда человек может сделать вещи, когда он молодой. И тогда приходит момент, и он говорит: «Ну, я уже старый, мне уже 90 лет. Я надеюсь, что мои дети преуспеют больше, чем я». Но до того, как наступит это время, пусть искры летят.

РИ От вашей деятельности. Ваши комментарии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Штейнзальц. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>