9 декабря 2021 Рав Штейнзальц. Итвадуйот. Без палки ты останешься ослом.

РШ Без палки останешься ослом.

РИ Надо ещё понять к какой аудитории обращается Штейнзальц. Если он обращается к молодёжи, которой 15-16 лет, то это всё нормально.

РШ В нашей жизни есть проблема.

РИ Здесь рав Штейнзальц предстаёт во всём своём цинизме, во всём своём чёрном юморе.

РШ Есть проблема в нашей жизни, и я не вижу её решения иначе, как произойдёт что-то, что изменит все правила игры. Мы живём в мире, в котором нет страха, в котором есть только одна любовь. Любви тоже мало, но страх вообще не существует сегодня. Есть мир, в котором есть морковка, но нет палки. И даже с ослами это не работает. По крайней мере, не всегда работает. Маленькому ослёнку не нужна палка. Я когда-то был в каком-то ишуве, в каком-то колхозе, и я позвал маленького ослёнка, и он пошёл за мной несколько километров. Я не знал тогда, что написано в Талмуде, что ослёнок идёт за тем, кто называет его по имени, но это было так. Он шёл за мной и я не знал, что с этим делать. Но это работает пока он маленький. Когда осёл подрастает, ты должен уже предложить ему морковку. А когда он уже большой, то он будет делать всё, что он хочет, а не то, что ты хочешь. Иногда нужна палка.

РИ Т.е. всё зависит от возраста. Совсем маленьким ослятам – достаточно их позвать по имени, чуть-чуть старше уже нужна морковка, а таким ослам-ослам уже нужна палка.

РШ Каждый человек рождается «джахаш».

РИ Так говорят на арабском языке «джахаш». Каждый рождается маленьким ослом.

РШ И так сказано: «Диким ослом рождается человек». Ты должен положить на твоего осла уздечку, и тогда только ты можешь каким-то образом с ним сосуществовать. Человек рождается ослёнком, и если он развивается только с любовью без страха, без уздечки, то когда он вырастет он станет большой осёл, а не большой человек.

РИ Вместо того, чтобы стать большим человеком, он станет большим ослом.

РШ Авраам Авину сказал: «Нет страха перед Б-гом в этом месте». И по-видимому, это до сих пор так. Даже если есть любовь ко Всевышнему – нет страха. И это нечто, что имеет значение относительно исполнения заповедей, не важно это заповедь «делай» или заповедь «не делай». Это относится также к богобоязненности, это относится также к тому, чтобы просто быть человеком. Можно видеть на взрослых людях, как воспитывали их в детстве. И отсутствие узды – это нечто, что идёт с человеком до самой старости.

РИ Т.е. если в детстве на него не надели уздечку, то дальше не поможет.

РШ Быть готовым к ярму. Почему люди, не дай Б-г принимают наркотики? Потому что им нужен каждый раз кайф. Они хотят поймать кайф. Сначала он ещё сдерживается, потом он начинает легко входить в мир, в котором можно получить кайф.  Он живёт с тем, что он должен чувствовать себя хорошо, что он должен чувствовать себя счастливым. Если он почему-то несчастлив, по любой, самой маленькой причине, беседер, есть опиум для народа. Там и сям люди приучаются к наркотикам, потому что они прошли через какие-то травматические ситуации, там они получили морфий, и потом они привыкли к наркотикам – это проблема, но это, как говорится, отдельный случай. Большинство наркоманов – это просто люди, которые ищут постоянного нахождения под кайфом, постоянного наслаждения. Они не привыкли к мысли, что возможно, что человек будет делать какие-то вещи, и не будет испытывать от этого кайф.

РИ Т.е. сама мысль о том, что можно делать что-то, что не в кайф, глубоко чужда.

РШ И тогда он хочет ещё, и потом он хочет ещё, и потом этого мало. Что делать, люди не хотят разрезать удовольствие на части, на порции, и тогда он бежит покупать наркотики. Подросток — он учится сам или его учат тяжёлым путём делать вещи, которые ему не нравятся. Это то, что отличает ребёнка от взрослого. Если его не приучили к этому, когда он был 5-ти летним или 10-ти летним, то ему будет очень трудно принять это потом, когда он уже будет взрослым. Я встречаю постоянно истории людей, которые уже создали семьи и им плохо. Почему им плохо? Потому что они никогда не научились отказаться от чего-то, что им хочется. Папочка и мамочка ни в чём ему не отказывали. А сейчас он живёт ещё с кем-то, и вдруг она не готова ему ни в чём не отказывать, и у него проблемы. Люди приходят к кризисам, кризисы становятся всё сильнее. Тоже самое происходит, когда люди идут на работу. Отдельные люди в мире могут делать в точности, что они хотят на работе. Есть там и сям встречаются такие люди. Большинство людей – у них нет такого «люксуса» делать в точности, что они хотят. И люди идут работать, и они должны делать всякие вещи, которые им не нравятся, от которых они не получают удовольствия. Если они взрослые, то всё хорошо. Написано: «Счастлив человек, который понесёт ярмо с молодости». Почему? Потому что ярмо он получит в любом случае, но чем раньше он к нему привыкнет, тем лучше. Нет такой жизни, как жизнь без ярма. Написано: «Среди мёртвых свобода». На кладбище всё спокойно, на кладбище нет ярма. И, по-видимому, в сумасшедшем доме также нет ярма.

РИ Штейнзальц конечно крут, бесподобен.

РШ Но в обычной, нормальной, здоровой жизни есть ярмо. Когда-то были мусорники.

РИ Мусорники – это они всерьёз воспринимали разговоры про ад. Но сегодня это не модно. Сегодня рассказывать про адский огонь – это уже вышло из моды.

РШ Я вижу, что это становится всё слабее. Даже те, которые делают «хумрот», которые слишком сильно устрожаются – это всё только ради спорта, это спорт у них такой. Иногда человеку попадает в его долю тяжёлое иго, иногда это иго ещё выносимо. Но так или иначе нужно привыкнуть к самой сути этого явления, которое называется иго. Не всякая работа тяжела, бывает также спокойная работа, бывает скучная работа, бывает работа, которую мне не хочется делать. Но если я живу в этом мире, то я обязан делать эту работу. В будущем мире может быть можно ловить кайф, но в этом мире нужно нести иго, нести ярмо, и если я к этому не привык, то у меня есть проблема. Растить детей – это тоже не одно только наслаждение. Есть много дел, которые мы должны делать, когда есть маленькие дети. И люди, которые не готовы к этому, не готовы нести ярмо — они ломаются, разбиваются. Не потому что там что-то страшное, а потому что они не привыкли, что вдруг нужно сидеть и работать.

РШ Поэт в прачечной. Один раз я встретил одного молодого человека, который хотел сделать алию. Он собирался пойти в какой-то сельскохозяйственный ишув, сельскохозяйственное поселение. Я пытался ему объяснить, и не то, чтобы он меня слушал. Я думаю, что он мне не поверил. Я ему сказал: если ты хочешь работать в сельском хозяйстве, я тебе предлагаю провести эксперимент. Возьми 100 метров морковных посадок и попробуй их прополоть. Когда ты должен работать согнувшись на 100 метров, ты начинаешь вспоминать, что у тебя есть спина, у тебя есть ноги. После того, как ты сделаешь несколько таких рядов, то ты уже знаешь, что сельское хозяйство – это не только песнопения в столовой, это не только танцы, как это себе представляет американский молодой человек. Работа – это не страшно. Человек рождается ради труда, и только ангелы парят где-то наверху. Трудно понять кто такие «бней решев». В условном переводе ангелы. Другие переводят черти. Третьи переводят, что это какие-то искры святости. Но «амаль» — это очень понятно. Амаль означает труд, амаль означает потеть. Я потею, и я не люблю этого. Может быть один из 1000 людей делает то, что он хочет. Это было смешно. Я как-то был в кибуце, ультрасветский, ультралевый такой кибуц. И они решили поместить меня в доме у кого-то, с кем, они решили, мне будет интересно общаться. Действительно, это был интересный человек. Мы почти не спали ту ночь, он был известный писатель, он писал энциклопедии. Интересный, интеллигентный человек. Я слышал о нём до того, как я его встретил. У него заняло время понять, что я не упал из космоса, не свалился с какой-то луны. Тогда он начал разговаривать со мной как с нормальным человеком. Кибуц как кибуц, я не имею никаких претензий, он один из основателей кибуца. Он говорит: «Но ты знаешь, я написал книги, и не одну книгу, у меня есть большой список вещей, которые я сделал. Я работаю и продолжаю работать. Но сейчас я должен три дня отработать в прачечной! Такие законы кибуца». Вы никогда не встречали поэта? Выясняется, что поэт действительно пишет песни, пишет поэмы, как птицы. В отличии от птичек он должен тоже жить на что-то. Большую часть времени он занимается халтурами: немножечко преподаёт, немножечко переводит, немножечко то, немножечко сё. Но где вы видели людей, которые делают только то, что им нравится? Не в этом мире. В армии морковка имеет гораздо меньший вес, чем палка. Тебе не говорят, что если ты встанешь в шесть утра, то тебе дадут шоколадку. Тебе говорят вставать, а если нет, то есть различные способы, как с тобой обращаться. Армия даёт людям понятия, что не всё что делают – это только потому что я получаю за это плату в виде наслаждения и удовольствия. Есть вещи, от которых я не получаю удовольствия, я получаю только горести. Если я буду их делать, то проблемы будет меньше. И поэтому я учусь этому пути. Умереть от голода – это гораздо менее приятно, чем работать на неприятной работе. И поэтому люди принимают решение и идут на это. Это не так сложно. Армия не учит человека страху перед Б-гом, но помогает понять, что не всё идёт только с любовью. Есть вещи, которые идут со страхом. Иногда человек должен жениться для того, чтобы понять, что есть вещи, которые делают из страха, а не из любви. Это берёт время, как правило не первый месяц, но через некоторое время человек начинает понимать, что есть любовь и есть страх. Страх – это страх, а любовь – это любовь. Хорошо бы это выучить, и не удивляться этому, и не разбиваться от этого. Добро пожаловать в реальный мир.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий