6 декабря 2021 Рав Штейнзальц. Душа. Душевная боль (2)

РШ Эта душевная боль становится сильнее, острее, когда человек не только не делает того, что душа хочет, чтобы он делал внутри него или снаружи, но он действует в обратном направлении. Каждый пгам, каждый грех, каждое нарушение, которое человек делает, доставляет боль его душе. И хотя, как правило, душа человека не раскрыта ему, и более того, она не действует напрямую, а действует посредством каких-то других сил. Также боль души не видна человеку, как боль, которую он ощущает в своём сознании или теле. Боль души раскрывается как правило людям через физическую душу, через сознание, но там она не видна явным образом.

РИ Т.е. человеку что-то болит, но он не понимает, что конкретно.

РШ Она как бы скрыта, спрятана. Это известно человеку косвенным образом, если вообще.

РИ Обычное выражение, что, когда у человека болит душа, так он лезет в холодильник. Источник – это Баал Шем Тов. Боль души – очень трудно понять, что именно болит.

РШ Человек может мучатся большую часть своей жизни от душевной боли, и даже чувствовать её косвенным образом, но он не способен обнаружить её источник. Максимум он способен ощутить, что не всё находится в совершенстве, что даже он может страдать от этого определённым образом. И он не обнаруживает, что источник боли – это не в его теле, не в его жизни, не в обстоятельствах его существования, а в душе.

РИ Т.е. душа скрыта и боль души иногда тоже очень сильно скрыта. Буквально вчера листал фейсбук, есть такой очень известный хасидский исполнитель Шулеранд, баал тшува. В последнее время с ним связан очень большой скандал, связанный с его первой женой. Она ему не дала развод и он, так сказать, получил подписи сто раввинов, что он может взять себе вторую жену. Достаточно уникальная ситуация. Я видел какой-то материал, у меня просто не было подписки на этот материал, но начало всё говорит. Он говорит: я 30 лет мучаюсь, я 30 лет уговариваю себя, что вот это моя супруга, это моё исправление, это то, что у меня есть. Да, в доме такая ситуация, что так и должно быть. Через 30 лет он говорит: нет, я устал, есть женщина, которую я встретил и через три минуты понял, что это моя родная душа. Я сейчас, 30 лет спустя, нахожу в себе силы идти за своим чувством. Т.е. это может быть совсем необязательно в какой-то глобальной или общественной области. Даже такой великий человек, как Шулеранд, на песнях которого воспитано целое поколение баал тшув, он говорит: моя семейная жизнь – это было всё время бороться с тем, что я чувствую внутри себя. Но естественно, оправдания совершенно религиозные. Религия может стать прекрасным средством, чтобы человек заглушил свою душу. И поэтому, возможно, он говорит, что боль – она не физическая, она духовная.

РШ Одно из парадоксальных явлений, связанных с болью души – это постоянные попытки человека попытаться их забыть, попытаться их скрыть, попытаться взять какое-то обезболивающее. И люди делают очень много вещей, которые, по большому счёту, являются только средствами погасить эту душевную боль, погасить сознание существования души внутри себя. Значительная часть мира развлечений, азартные игры, не потому, что человеку всё это нужно, а просто заставить забыть боль души.

РИ Я хочу подчеркнуть, это не значит, что обращение к религии автоматически открывает душу. Религия может быть прекрасным средством, чтобы погасить боль души.

РШ Некоторые пытаются этого достичь какими-то совершенно крайними средствами, наркотиками, и какими-то подобными вещами, которые заставляют человека забыть. Но цель всегда одна – не чувствовать боли. Потому что, если у человека будет свободное время и свободное сердце, он может начать чувствовать, что у него есть душа, и что эта душа также от него что-то требует. Неважно есть ли у человека сознание о том, каков источник боли или нет. Результат всегда один и тот же – он будет пытаться погасить, заглушить эту боль. Когда человек с точки зрения сознания находится в какой-то вещи, важной или не важной, он не может одновременно с этим думать ещё о чём-то. Поэтому очень многие люди чувствуют необходимость занять себя чем-то, развлекать себя чем-то, для того, чтобы, не дай Б-г, почувствовать свою внутреннюю реальность. Это открытие, которого они боятся, ещё больше требований, которых они боятся. И вот это вот стирание и забывание – это всё равно что принять болеутоляющие таблетки. Это не решает основную проблему, а просто позволяет человеку жить, не обращая внимание на боль. Можно сказать, что люди так много бегают, так много заняты в своей жизни, стремятся достичь чего-то, прийти куда-то, в основном, чтобы убежать от самих себя. И тем не менее человек должен найти правильное отношение к боли своей души, со всеми способами как они выражаются, так же как он должен найти отношение к физической боли, потому что эта боль выражает болезнь, иногда глубокую болезнь, иногда это выражается только болью. Есть ещё одна реакция, ещё более сильная на душевную боль — это в основном люди, обладающие высокой чувствительностью, которые способны чувствовать боль своей души достаточно ясно. У этих людей ко всему вышесказанному может добавиться ещё сомнение, восстание и даже отчаяние. Эти люди не только не делают ничего хорошего для своей души, они как будто работают в противоположную сторону.

РИ Т.е. они всё делают, чтобы заглушить голос собственной души.

РШ Большинство людей время от времени делают что-то плохое. Слабость, или страсть, или скука заставляет их так поступать. Но есть люди, особенно высокочувствительные, которые делают зло назло, как будто бы специально. Как будто бы чтобы выступить против внутреннего стремления души. Они слышат каким-то образом плач души и специально они накладывают на неё ещё и ещё какие-то страдания, совершенно крайним образом, чтобы только убежать от собственной души. Мудрецы Талмуда сказали, что тот, кто больше своего товарища – его дурное начало также больше. В последних поколениях, например, Ребе из Коцка, сказал, что это правильно в обратном направлении тоже. Если у человека дурное начало, больше, чем у другого – это значит, что это большой человек.

РИ Т.е. по размеру препятствий, которые ставит перед человеком его дурное начало, по размеру, я знаю, сомнений, которые оно у него вызывает – так можно понять насколько высока его душа. Чем выше человек, чем больше у него препятствий, которые ставятся дурным началом. И опять же, как мы много раз говорили, дурное начало не обозначает какие-то глупости: пойти в ресторан, напиться, нажраться и т.д. Бывает дурное начало гораздо более интересное и умное, и от этого не менее опасное.

РШ Это правильно и это так, а также особенно относительно людей, которые пытаются убежать от своей души с помощью каких-то негативных действий, иногда также вредных и позорных. Они делают это специально, чтобы погасить, заглушить боль своей души, которую они чувствуют постоянно. Эти люди, именно потому что они столь чувствительны, именно потому, что у них столь высокая душа, могут войти в какой-то замкнутый круг зла, с которого они не способны выйти. Потому что их особое достоинство находит своё выражение парадоксальным образом в мощных попытках убежать от своей внутренней сущности, от голоса своей души. Можно так объяснить известное выражение, что «грешники полны раскаяния»

РИ Написано в Тании тоже.

РШ Поскольку их душа не молчит — она время от времени посылает им смс. Они начинают сомневаться в своём пути. В какие-то моменты желание всё изменить, иногда даже моменты настоящей боли, и тем не менее они продолжают свою обычную жизнь. Те раскаяния, которые они чувствуют не делают их жизнь лучше. И тем не менее, они недостаточно сильны, чтобы произвести изменения.

РИ Что за выражение «злодеи полны раскаяния»? Если они уже полны раскаяния, почему они не оставляют свой путь? Он говорит: это раскаяние не проходит порог. Есть раскаяние, которое… человек раскаивается, но ничего не меняет. И это состояние грешников. Т.е. их душа настолько ослабела, что вырваться, по крайней мере самостоятельно, они уже не могут. Это не только грешники. Очень часто люди, которые хотят что-то изменить и в результате ничего не меняется. Обещают что-то изменить, принимают решение что-то изменить, и в результате ничего не меняется. Т.е. как бы всегда он недостаточно сильный, чтобы сдвинуть это с места.

РШ Есть люди, которые выходят из этого круга именно когда они достигают самого низа.

РИ Есть такое выражение на иврите: «опускаются на дно бочки с нечистотами», и там они просыпаются.

РШ Вот эта точка низости заставляет их ощутить потрясение, которое приводит их к изменению. Иногда есть какой-то внутренний процесс излечения, который не совсем осознан, и на определённом этапе заставляет человека начать слушать свою душу. Есть люди, которые убегали от себя очень долго, достигли какой-то точки, где они остановились. И вдруг они способны принять какую-то высшую сторону внутри себя, хотя это совсем не легко и не просто. Иногда очень редко может произойти такой внутренний переворот, как откровение, метаморфоза, когда врата души человека распахиваются перед ним открытым образом, и тогда у человека есть чувство какого-то света свыше, и он способен произвести изменения очень сильные, при чём, так сказать, оставаясь в ясном сознании.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Штейнзальц. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>