Не обманывать себя, не обманывать других, не позволять другим обманывать себя

Почему-то, что большинство людей, с которыми мне приходилось общаться, совершенно не понимают, насколько тема служения вообще, и исправления мидот (характера) в частности – насколько это тонкая тема.

Самое главное правило, которое здесь есть – это то, что нет никаких правил. Одна мысль может поднять человека выше и выше, и другая мысль может опустить человека в преисподнюю. Рассказывают про Баал Шем Това, что он боялся – боялся упасть в «уста преисподней». Рассказывают про Баал Шем Това же – что он говорил о себе, что его «махшавот зарот» («неподобающие мысли») вредят больше, чем грехи простых людей. Что такое «неподобающие мысли» у Баал Шем Това – я не знаю. Смысл того, что я хочу сказать — что весь наш мир – динамичен, по самой физике своего творения весь наш мир – это тонкий баланс между «есть» и «нет», и соответственно, также и человек – это тонкий баланс между «есть» и «нет». В тот момент, что ты ощущаешь себя «есть» – тебя уже нет..

Есть вещи, о которых только сам человек может решить, «где он держит» – в клипе или в святости – «сердце знает боли своей души». Быть честным перед самим собой и не искать легких путей – наверное, это самое первое правило из «правил, которых нет» в служении.

Мы все почему-то ищем легких путей – пусть Вс-вышний нам поможет, пусть Ребе за нас все сделает, пусть уже прийдет Мошиах и само собой все прийдет в порядок. Мы думаем – что это – вера во Вс-вышнего, мы думаем, что это «иткашрут» с Ребе, мы думаем, что так мы верим в приход Мошиаха.

Это все самообман. Самое первое, что мы просим у Вс-вышнего в молитве «Шмонэ эсре» – это «даруй нам мудрость, постижение и знание» – способность увидеть вещи в истинном свете – это есть самая большая помощь Вс-вышнего. А дальше — нужно работать самому, не оглядываясь постоянно – а вдруг Вс-вышний уже сделал какое-то чудо, и работать уже не нужно…

Наш праотец Яаков – был, по общему мнению, честным, порядочным евреем – весь народ Израиля называется именем Яаков. Но Яаков, при всей своей честности, порядочности и праведности, говорит своим женам (и Рамбам учит из этого галаху) – «всей силой своей я работал на вашего отца». Значит, Яаков должен работать «всей силой», а мы можем работать вполсилы, в четверть силы, или вообще ничего не делать и ждать, что Вс-вышний нам поможет?

Мы мечемся из стороны в сторону – от полной (пассивной) веры во Вс-вышнего к полному (опять же пассивному) отчаянию, от полной надежды на Ребе (цадика, рава и пр.) к полной безнадежности и т.д. и т.п.

Не хватает «коах изун» – уравновешивающей силы в душе. Есть путь, и ты можешь его пройти, и ты можешь победить, и Вс-вышний тебе поможет, и пошлет хорошего учителя – но не занимай, пожалуйста, пассивную позицию зрителя! Марик Бродский как-то сказал мне замечательные слова: «машпиа – это не тот, кто делает за тебя, это тот, кто работает вместе с тобой!» Золотые слова! Твой рав – работает вместе с тобой, твой Ребе – работает вместе с тобой, Вс-вышний тоже работает вместе с тобой.

Сегодня  слово «каббала» стало популярно. Евреи и неевреи ищут какую то формулу, превращающую прах в золото, ищут какой-то «вечный двигатель» – чтобы, не работая над собой, не соблюдая ничего, просто повторяя какие-то магические заклинания – вырваться в высшие миры. Какие высшие миры? Даже если предположить, что ты сумеешь туда вырваться – примерно, как грязному бомжу удалось прорваться и усесться за столом, где сидят приличные люди – максимум, что он ощутит – это жгучий стыд за свою грязь и смрадность. Ты думаешь, что в высших мирах тебе будет хорошо? Я там не был, но я думаю, что будет то же самое ощущение – жгучий стыд за собственный эгоизм, грязный и смрадный. Если это заставить тебя по-настоящему исправляться – ну, тогда игра стоит свеч…

Наверное, единственное правило, которое я выучил за … цать лет блужданий и поисков – помните, у Галича (для меня он был и остался евреем – кто не согласен – пусть бросит в меня камень) – «Я выбираю свободу, быть просто самим собой». Не позволяйте никакому «раву» ходить по Вашей душе, не позволяйте никому растоптать Вашу личность – даже если за это Вам обещают этот и будущий миры вместе. Вс-вышнему нужен Ты – такой как ты есть, и таким Он тебя любит. Если ты начнешь проводить над собой эксперименты – это уже будешь не ты. Если ты потеряешь себя – некому будет служить Ему…

Не останавливаться. Не отчаиваться. Идти вперед. Это самое главное. Б-г помогает идущим.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

7 комментариев к “Не обманывать себя, не обманывать других, не позволять другим обманывать себя”

  1. Легла мне эта статья на душу. Спасибо.
    Не могу удержаться и не сказать, что мне в ней не так.
    «Не позволяйте никакому «раву» ходить по Вашей душе. не позволяйте никому растоптать Вашу личность ….»
    Не позволять кому-либо, что — либо делать — отвратительная манера. Неприемлемая для меня лично. Единственный человек, которому я могу не позволить ходить по другим душам и растаптывать другие личности. это я сама.

    Ответить
    • Непротивление злу?
      Не позволяйте себе ходить по душам других и не позволяйте другим ходить по вашей!

      Ответить
  2. Если переиначить известную историю про Алтер Ребе, когда Шмуель Мункес ему сказал: «Если ты Ребе, то и пуля тебя не возьмет, а если нет — то поделом тебе, какое право ты имел и т.д.» Может кто и имеет право «растоптать» чужую личность, так это сам Всевышний и люди уровня Ребе — но они таким не занимаются. А другие, если этим и занимаются, то не имеют на это права.
    Но тема «самозащиты» кране важна — ведь почти всем (кроме цадиким гмурим), пусть неосознанно, свойственно стремление «подмять» под себя других или как альтернатива «подмяться». Это не плохо и не хорошо это так. Задача научиться контролировать свое стремление «подминать» других, и научиться не «подминаться». Так получается зрелая взрослая личность, которая не обесценивает других и не обесценивает себя.

    Ответить
  3. Непротивление злу насилием — это Толстой Л.Н. И многим эта позиция не понятна.
    Зато доходчиво об этом сказал царь Давид, когда некто стал его публично обличать в грехе с Батшебой и Урией Хеттеянином . Стража хотела схватить этого человека, но Давид не позволил им это сделать, Он сказал : «Это Всевышний поставил его здесь обличать меня!».
    Если кого-то и можно обвинять в наших бедах, то только ЕГО. Это ОН ставит Рава пытающегося нас растоптать. Он же даёт нам силы не растоптаться. Надо благодарить ЕГО и за рава и за силы данные нам выдержать это испытание.

    Ответить
  4. Я думаю есть несколько возможностей

    1. Самое лучшее когда человек сам следит за своей душой или\и рав ему в этом помогает
    2. Может не так красиво звучит — сам не следит, но рав помогает
    3. Совсем никуда не годится — сам не следит, и раву «ходить» не дает. И тогда это чистая демагогия; или ецер запудрил человеку мозги или сам обманывает себя, обманывает других и дает своему ецер обманывать себя.

    А проверить очень просто — по результату. Самое важнеое, как он проявляет себя по отношению к другим людям

    Ответить

Добавить комментарий для admin Отменить ответ