Баал тшува по сути и баал тшува по стечению обстоятельств

Алтер Ребе в самом начале Тании, пытаясь дать определению понятия «праведник», различает «праведника по сути» и «праведника в переносном смысле, в смысле оправдания на суде».

Возможно, подобное же различение можно предложить также в понятии баал тшува. Обычно мы называем «баалей тшува» всех, кто родился в нерелигиозных семьях, и вернулся к соблюдению заповедей. Очевидно, что это определение достаточно поверхностно, ибо мотивы возвращения к соблюдению заповедей у всех разные. Кто-то «вернулся» из-за Шалом Алейхема, а кто-то из за сионизма. И т.д.

Любавичский Ребе в одном из маамарим дает следующее определение «баал тшува» — «рацо». И, соответственно, «религиозный с детства» — «шов». Баал тшува – это тот, у кого в душе преобладает движение «рацо» — движение вверх, к духовности, к Б-жественности. Баал тшува – это душа из мира хаоса, не приемлющая никаких границ и ограничений, стремящаяся выйти из всех границ. Баал тшува – это «профессиональный революционер». Это – сущность баал тшува. Соответственно, «религиозный с детства» — это душа из мира «тикун», в которой преобладает стремление к порядку и покою.

Очевидно, что вышеупомянутое различие имеет мало отношения к деталям биографии того или иного человека. Человек может родиться религиозным, и иметь душу баал тшува. Человек может родиться нерелигиозным и иметь душу «религиозного с детства».

Очевидно также, что как правило, мы не имеем «чистых красок». Нет «души хаоса» в чистом виде, и нет «души тикун» в чистом виде. Есть души, в которых преобладают черты мира хаоса, и мы называем их «души хаоса». И есть души, в которых преобладают черты мира тикун – и мы называем их «души тикун». При этом также в душах хаоса есть тикун, и в душах тикун есть хаос, но как рецессивная черта характера.

Из вышесказанного ясно, что к различным по сути душам предъявляются различные требования, и различные по сути души сталкиваются с различными вызовами. Для «баал тшува» по сути души совсем не трудно стать религиозным. Это его природа – поиск духовности, и ломка общепринятых представлений. Это его родная гавань. Для такого баал тшува – куда труднее стать нормативным человеком.

Обратное тоже верно. Баал тшува по стечению обстоятельств – как правило, более устойчив к внешним воздействиям, и менее склонен делать тшуву. Но, сделав тшуву – он легко склонится к тому, чтобы рассматривать это как «смену культурной оболочки», и не искать особой глубины. Он любит эту красивую «упаковку» иудаизма, и всячески содействует ее распространению. Искать глубину? Оставьте, зачем нам эта философия… Хасиду, говорят, вредно быть чересчур умным…

Я тут недавно в шутку сформулировал, что если «тамим» означает «серьезный», то, наверное, «баал тшува» как его противоположность – означает «несерьезный».

Настоящего баал тшуву отличает принципиальная несерьезность в отношении к по настоящему важным вещам (этого мира). И наоборот, чрезвычайная серьезность по отношению к вещам, возможно, значимым, но не в рамках материальности. «Крайне левые», штурмующие Багацы, чтобы разрешить незаконным мигрантам делать, все что они хотят – явные баалей тшува. Абстрактная справедливость для них дороже реально страдающих жителей Тель Авива – на мой взгляд, супер-баал тшувная черта. Также «мешихисты» немедленного мира с арабами – это из той же когорты «баалей тшува» в душах – им требуется переворот, им требуется абстрактная справедливость здесь и сейчас. Кто будет платить цену за это завтра и всегда – это уже не так важно. Важно, чтобы здесь и сейчас справедливость восторжествовала…

Как раз вчера сидел в синагоге и листал книгу Танию (сказать честно – дааавненько я этого не делал…). Открылась глава 22 игерет а-кодеш в конце – знаменитое «иш эс раас рееhу ал тахшеву билевавхем». По-русски читать, как обычно, невозможно… Там есть замечательная фраза – «кол эхад метукан мехаверо» — в каждом человеке есть достоинство, которого нет в другом (И очень интересный комментарий в Шиурим на это место).

Смысл вышесказанного прост: когда я встречаюсь с человеком, поведение которого (на мой взгляд) противоречит тому, как должен вести себя религиозный человек (баал тшува) – то первое душевное движение должно быть не «какие сволочи эти…. (нужное подчеркнуть)), а «чему я могу от него научиться»?

У меня есть избыток хаоса. У него есть избыток «тикун». Может, если собрать все это вместе – что-то дельное из этого выйдет? Мир это базар. Каждый торгует тем, что у него в избытке, и приобретает то, чего ему не хватает. Евреи всегда были хорошими торговцами.

Собственно, это было самое сокровенное желание Ребе – чтобы «геборене» (рожденные религиозными) и «геворене» (вернувшиеся к религии) были вместе, взаимо-дополняя друг друга. Соединение противоположностей способно родить новое качество. И, как говорилось выше, эта противоположность, скорее всего, отнюдь не биографическая.

Возможно, также, что «тшува» — как однокоренное с «шов» — вообще изначально относится именно к обладателям душ мира «хаоса». Там, где преобладает «рацо» («бег») — там требуется «шов» — «Если бежит сердце твое — вернись к единому».

Баал тшува, не сделавший «шов» в смысле «возвращения в мир тикун» — так и остается свободным радикалом, разрушающим мир. Для него «сделать тшуву» означает — «вернуться в этот мир», начать воспринимать этот мир всерьез, принять всерьез «правила игры» общины, общества в котором он находится и т.д. Сделать это, наверное, проще всего, расширив круг своего общения также на людей из мира тикун.

Ну а «баал тшуве» по факту биографии — наверное, от него требуется стать хотя бы чуть-чуть религиозным. Хотя бы чуть-чуть ощутить, что еврейская культура — это не весь иудаизм. Ощутить «драму идей» иудаизма, коснуться — хотя бы чуть-чуть — того Б-жественного света, который как бы «окружает» мир, не входя с ним в непосредственный контакт. Опять же, проще всего это достигается, наверное, тем, что в ежедневный рацион общения включается некоторая порция людей, которые по своему мировосприятию представляют скорее хаос, чем тикун.

באהבת ישראל נביא את הגואל

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий