Cотворил Вс-вышний чтобы делать…

В конце истории творения мира сказано «сотворил Вс-вышний чтобы делать». И обьясняет Раши, что «делать» в данном случае следует понимать как «исправлять». Вс-вышний специально создал этот мир несовершенным, чтобы человек исправил его. Наверное, это один из первых комментариев Раши, с которым знакомят «баалей тшува».

Однако слово «исправлять» — «летакен» — созвучно другому очень известному и популярному в религиозной, особенно хасидской, среде, слову, слову «Тикун».

Что такое «тикун»? «Тикун» это такое страшное слово. «Тикун» означает, что грешник должен что-то с собой сделать, чтобы исправить свою грешную душу. Например, сидеть на муравейнике. Или поститься целыми днями. Или кататься по снегу. Или сидеть часами в ледяной микве. Или питаться одним лишь хлебом и водой. И скитаться по белу свету. И может, все это вместе поможет искупить его прегрешения….

И есть еще один «тикун». «Олам а-тикун». «Исправленный мир». Есть «мир хаоса», и есть «мир исправления». «Мир тикун».

Из этого Раши, который мы только что привели, можно выучить, что есть еще один «тикун». «Тикун» — это означает просто действие. Мир «тикун» — это просто мир действия. Человек приходит в этот мир, чтобы действовать. «Человек рождается для тяжкого труда».

Что же тогда означает мир «хаоса»? Остается сделать вывод, что мир «хаоса» — это мир субботы. Мир тикун – это мир будней. Мир, в котором человек оценивается по том, что он сделал, и сколько он сделал. Иногда бывает ситуация, что в мире «тикун»  счет уже закрыт. Банк закрыл счет. Безнадежный должник.

Что же остается делать этому безнадежному должнику? «Хаяв Бреслав Дахуф». Срочно нужен Бреслав. Срочно требуется мир хаоса. Мир «субботний», где все готово заранее, и никто не спрашивает, купил ли ты билет, и или у тебя место в партере…

А Бреслав – это опасно. Они там все сумасшедшие. Суббота это тоже опасно. Если все будут соблюдать субботу кто же работать будет? Бреслав – это «паним». Это лица. Улыбающиеся лица. «Раскрытие лица». «Раскрытие лика». Раскрытие того простого факта, что мы не «поденные работники». Что мы Его сыновья.

Есть в Зогаре одна пугающая фраза, «Что означает «лицо Вс-вышнего»? – спрашивает Зогар. И отвечает. «Лицо Вс-вышнего это Рашби». Ребе всего лишь привел эту фразу в одном из своих первых фарбренгенов. Он ничего не придумал, Ребе. Всего лишь процитировал. Однако, что же это, в действительности, означает?

Возможно означает, что Тора – по большому счету – это аспект «ахораим». «Задняя сторона», «Внешняя сторона». Тора всегда скрывает больше, чем раскрывает. Тора – это буквы, скрывающие свет. По самой своей природе буквы скрывают свет. Даже если это святые буквы Торы.

А праведник – это «лицо Вс-вышнего». Свет, не ограниченный буквами. Любовь, не ограниченная какими бы то ни было условиями. Безусловная любовь. Это и есть «лицо Вс-вышнего». И праведник его раскрывает. И поэтому праведник называется «лицом (ликом?) Вс-вышнего».

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Тшува. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>