«Раскаяние» или «осмысление»?

Недавно зашел на сайт недавно умершего Григория Померанца, полистал несколько его статей. Небезынтересно, но особого впечатления не произвело. Огорчило, что Померанц, явно еврей по национальности, находится тотально в православно-христианском культурном поле, а иудаизм в его статье, кажется, вообще не упоминается. Он не спорит с иудаизмом – иудаизм для него просто нерелевантен, или почти что нерелевантен.

Тем не менее, одна фраза заставила задуматься. Он пишет о том, что после развала страны Советов должно было произойти «покаяние», и обвиняет РПЦ, что из-за материальных выгод и тому подобных соображений это «покаяние» не произошло.

Эта фраза почему-то заставила задуматься. Пару дней это крутилось в голове, а в субботу я вдруг подумал – а что, если с точностью до наоборот?

Я не говорю о христианстве – я в этом ничего не понимаю, и, честно говоря, не тянет понимать. Я говорю о нашей тшуве. «Покаяние» как раз произошло – мы вернулись к религии предков. А вот осмысления – не произошло.

Подобно тому как сионисты решили (по крайней мере, как это преподносится иногда), что две тысячи лет еврейской галутной истории были «ошибкой», и просто нужно вернуться на две тысячи лет назад и продолжить с того места, где была допущена «ошибка» (еще раз – эта теория не «держит воду», но так принято объяснять сионизм в религиозных кругах, если я не ошибаюсь, Ребе Рашаб примерно так пишет о сионистах) – так и мы решили, что 100-200 лет последней еврейской истории были «ошибкой», и нужно просто «исправить эту ошибку» — вернувшись назад – на 200 лет….

Мы сделали тшуву, и «старшие товарищи» все разложили по полочкам, все расставили по местам: теория Дарвина – глупость и заблуждение, противоречит науке. Сионизм – еще большая глупость и заблуждение. Вообще вся «гойская» наука – в основном глупость и заблуждение, и к тому же еще оскверняет святые еврейские мозги (см. Танию). «Просветители» — посланники самого Сатаны, решившие уничтожить в одночасье еврейство, а раввины, грудью легшие на амбразуру российского минпроса 150 лет назад – наоборот, защитники еврейского народа. Все так просто, так понятно, так однозначно…

Только почему же мне так хреново в этом иудаизме? Почему что-то не складывается в моей жизни так, как хотелось? Может, это я виноват, может это я не сделал тшуву «как надо»…

После многих лет самовнушения, и тщетных попыток сделать «тшуву как надо» вдруг приходит сознание: а кто сказал, что это то, что надо? А может, совсем другое надо?

Может, от нас не требовалось одеться в кафтаны 18 века – если не физически, то интеллектуально точно? Может быть, требовалось вообще не это?

Ответ пришел в творчестве рава Кука. Рав Кук был первым (и единственным до сих пор) кто сказал громко и во всеуслышание: это не молодежь, уходящая от Торы виновата! Это иудаизм отстал от жизни, замерз в двухтысячелетнем изгнании! Нужно Тору возвращать к жизни, а не молодежь – к Торе! Это – его программный «маамар а-дор» — поднять Тору до уровня современности, а не пытаться повернуть колесо истории вспять.

А вот этого как раз и не произошло. Можно много фантазировать о разных духовных категориях, я не большой любитель это делать – именно поэтому, но здесь так и просится сказать: больше всего выиграл от нашей тшувы – «мировой йецер а-ра», «йецер» как раз очень устраивает такая «тшува» когда молодой подающий надежды человек превращается в полусумасшедшего фанатика с горящими глазами, свято верящего что «Мошиах раскроется для нас» сегодня и сейчас.

Я хочу еще раз подчеркнуть центральную мысль. Наша тшува должна была соединить «светскость» и «религиозность». Мы же выбрали легкий путь – чистую религиозность, отвергнув опыт светского мира последних двухсот лет.

Как говорится, никогда не поздно, или лучше поздно, чем никогда. Песах – «время свободы нашей» — самое подходящее время, чтобы отпустить на свободу собственную душу, дать ей свободу пастись на «чужих полях», впитать в себя все достижения науки и культуры современной цивилизации, и при этом остаться верной своим корням.

Сегодняшние «кирувники» бодро приближают людей бизнеса. Людей науки, культуры – что-то я особо не замечал. Причина – как  говорилось выше – современный кирувник может заморочить голову молодежи, или «охмурить» бизнесмена. Но разговаривать с людьми науки, более того – видеть в нем равного, партнера – он не готов. Университетская молодежь, кстати, тоже остается за рамками русского «кирува» — по той же причине.

Американский Хабад в 60-е годы смог привлечь именно университетскую молодежь, американская модель хабада развивалась как раз в сторону синтеза между древностью и современностью, и именно поэтмоу была столь успешна.

В России же издают много еврейских текстов – что, безусловно, похвально, но иудаизм – это не музей. Это живая материя. Наши предки были не глупее нас, когда они оставили рамки религии и окунулись в бурный океан современности.

Наша тшува должна стать не просто бессмысленным отрицанием опыта последних 5 поколений, а синтезом их опыта с опытом классического иудаизма.

Что-то заставляет меня думать, что именно так Ребе видел тшуву вообще, и «русскую» тшуву — в частности.

Еще раз подчеркну, что речь не идет о реформировании галахи, и вообще — речь здесь не идет о галахе. Речь идет об интеллектуальном поиске, интеллекуальной жизни баалей тшува — о том, что нельзя лишать себя свободы интеллектуального поиска, свободы «задавать вопросы». Галаха? Мне лично галаха не мешает. Как выразился когда то Петя Полонский — галаха — это всего лишь «границы поля», граничные условия. Какую «игру» мы играем на этом поле, каким внутренним смыслом мы это наполняем — это зависит от нас самих.

Как я уже говорил — неминуемым следствием такой «тшувы» является то, что иудаизм, по сути, выпадает из сферы интересов современного культурного человека еврейской национальности, попросту становится нерелевантным. Тот, кто ищет духовности — пойдет или в христианство, или в восточные методики. В иудаизме — он уверен — ему нечего искать. Винить его в этом трудно — те авторы, которые хоть как то поднимают вопрос стыковки классики и современности — русскоязычному читателю практически неизвестны. Пару лет назад Петя Полонский издал книгу о раве Куке и лекции Шерки — вот пожалуй, и все, что приходит в голову, что доступно на русском языке на эту тему. Жаль, что современные хабадские издатели в России скорее переведут и напечатают Башевиса-Зингера, чем рава Кука. В России делается сегодня много для возрождения еврейской традиции и еврейской культуры. Но — пока что — не еврейской мысли.

Наша тшува должна стать, по выражению рава Кука, «возвращением в мировой исторический (и культурный) процесс», а не возведением стен нового еврейского гетто.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий