Четыре пути тшувы

Часть 1 из 2 в серии Четыре сценария тшувы

Доктор Оз Мартин – врач и психотерапевт, автор книги «Воспитание через личный контакт», ведущий специалист группы «Постигающие сердцем», цель которой – личная и групповая помощь людям, выбравшим путь тшувы, по всей стране. ozmartin@zahav.net.il

Процесс, называемый «тшува» – процесс громадных изменений. Бесчисленное множество мельчайших деталей, составляющих человеческую жизнь – коренным образом изменяются в результате этого процесса. Каково эмоциональное и социальное значение этого процесса выбора? Каким образом воздействуют на наших детей принятые нами решения, и шаги, которые мы предприняли в двадцатые годы нашей жизни?

Статья, которую Вы сейчас читаете – о эмоциональных и социальных последствиях процесса выбора. Написанное в статье – приглашение к самоанализу, и начало общественного диалога, который позволит нам, отдельным людям и группам, развить в себе внимание к  смыслу и последствиям наших действий, и молитва за успех нашего пути.

Вместе с духовными изменениями, сотрясающими сами основы личности и имеющими долгосрочные последствия для человека, решившего избрать для себя путь истины – тшува означает, как правило, также смену окружения, культуры, в которой он вырос, на культуру, обладающую совершенно другими «кодами». Одежда, музыка, еда, книги и газеты – все способы времяпровождения изменяются на нечто чуждое ему, и стиль речи его также изменяется.

По природе вещей, такой переход чрезвычайно сложен и тяжел эмоционально, и не раз «выбирающий» ощущает, что его стремление найти себя в религиозном обществе слишком тяжело для него, и почти невозможно.

Осознание существования «переходного процесса» жизненно необходимо нам для нашей личностной и общественной самооценки. Оно позволяет нам различить между последствиями, возникшими в результате нашего духовного выбора, и между трудностями, являющимися результатом наших социальных выборов – решения, которые влияли и будут влиять на мир в семье, заработок, наше функционирование в качестве родителей – и наши отношения с собственными родителями.

Хотя процесс изменений, переживаемый баалей тшува – специфичен для нашего общества и не существует ни в каком другом месте в мире, однако, сотни тысяч мигрантов, переезжающих из одной страны в другую, или сменяющие один социум на другой, переживают подобные же изменения, связанные со сменой общества, культуры, языка и привычек времяпровождения, и воздействия самого процесса переезда. Их действия, и события их жизни, исследованные и проанализированные с целью помочь им понять, что с ними происходит, и эффективно противостоять вызовам процесса абсорбции – являются в нашей статье, несмотря на все различие, основой для представленного здесь анализа.

В настоящей статье я хочу представить перед вами четыре сценария, представляющих различные пути процессов абсорбции в новом социуме: абсорбция ассимилирующая, абсорбция сочетающая, абсорбция отделительная, и абсорбция маргинальная.

Ассимилирующая абсорбция

В большинстве случаев, когда процесс миграции – а в нашем случае, процесс выбора – происходит добровольно, «мигранты» стремятся принять ценности «господствующей культуры», чтобы как можно более уподобиться «коренным жителям», и влиться, как можно более естественным образом, в окружающее их общество.

Этот процесс требует от них вложения большой энергии в отрицание своего прошлого, и своей предшествующей личности, и в построение новой личности – подобающей обществу, в которое они пытаются влиться. Так, например, у людей, выбравших данную модель, есть склонность сменять имена, и прибрести профессию и поведенческие стандарты, более подобающие их новому окружению.

Натянутые отношения между внешней реальностью (абсорбирующий социум) и внутренней реальностью (я люблю делать запрещенные вещи, например, кататься на лошадях или слушать джаз-музыку) – пробуждают у них чувства усталости и злости, как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

Эти эмоции легко могут быть направлены в отношении близких к ним людей (жена, дети, родители), ибо невозможно (нецелесообразно) направлять их по отношению к абсорбирующему социуму. Есть страх, что абсорбирующий социум идентифицирует их как «иных», и вследствие этого оттолкнет их.

Родители таких «избирателей» поражаются изменениям, происходящим с их ребенком. Полное изменение, также в деталях, совершенно не существенных с религиозной точки зрения, но важных с точки зрения социума – пробуждает в них гнев, и иногда – желание воевать и мстить. Они чувствуют себя брошенными своими детьми, чувствуют, что дети «изменили» им, воспринимают процесс выбора как нечто нечестное и несправедливое, они специально выискивают сложности, с которыми сталкиваются их дети, и  стараются выстроить явные и скрытые контакты с «сыновьями выбравших», чтобы повлиять на них.

И как в любой модели миграции – также дети выбравших реагируют как сознательно, так и подсознательно на процесс, который переживают их родители. Иногда постоянное напряжение родителей в стремлении совершенно слиться с новым социумом – воспринимается детьми таких баалей тшува как бремя и как угроза. Сочувствие трудностям, переживаемым родителями, может развиться у детей в гнев по отношению к абсорбирующему социуму, и заставить их искать сближения с поколением родителей выбравших, которые воспринимаются как «доказавшие» свою социальную и экономическую успешность, которые могут «наслаждаться жизнью без угрызений совести», и без постоянной обязанности «подчиняться и быть в порядке».

В противоположность бабушке и дедушке, балующих и лишенных границ – родители, выбравшие путь ассимилирующей абсорбции, сталкиваются с трудностями привести воспитательный процесс в соответствии с эмоциональным миром своих детей. Родители, выбравшие путь тшувы, могут восприниматься своими детьми, как отказавшиеся от своего шанса приобрести самостоятельное воспитание и уникальный эмоциональный мир, и как стремящиеся подражать идеальным моделям, недостаточно реалистичным в семейной ситуации выбравших. Часто родители еще ужесточают свою воспитательную позицию только потому, что они боятся ошибиться и выйти за рамки общепринятого в новом социуме мировоззрения, и также – они создают себе нереалистичные модели для подражания, к великому разочарованию их детей (например, мать, требующая, чтобы ее дочь ходила только в определенном стиле одежды, в которые одевают своих детей соседи, считающиеся «праведниками», в то время как нет никакой проблемы в одеждах, которые выбирает для себя сама дочь).

Также у самих родителей-баалей тшува, процесс отказа от собственного прошлого способен пробудить неясные эмоции, вследствие различных ситуаций и отношений, не удостоившихся должного внимания. Поскольку очень часто в семейной жизни супруги следуют рамкам формальных отношений, принятых в абсорбирующем социуме – с большой вероятностью это пробуждает ностальгию и разочарование в стиле интимных отношений. Но поскольку обсуждение прошлого считается недостаточно легитимным, но какое-либо исправление области семейных отношений становится практически невозможным.

Кроме того, процесс ассимилирующей абсорбции почти всегда требует от обоих супругов смены профессии. Мужчина, как правило, стремится полностью перейти в общество изучающих Тору, ибо это наиболее уважаемое общество в религиозном социуме. И часто также специальность жены или место ее работы воспринимаются как угроза процессу ассимиляции в новом социуме, и также она желает сменить свою профессию. Немедленное снижение уровня жизни, вместе с отсутствием достаточных социальных связей, требуемых для абсорбции в учебные, воспитательные учреждения и нахождения работы, способны создать продолжительное семейное разочарование, которое, если не обращать на него внимания – может дорого обойтись в будущем.

Кроме того, в определенной степени, процесс абсорбции в религиозное общество способен уменьшить «право» обладать личным эмоциональным и социальным миром, и так создается в сердце обоих супругов глубинное негативное напряжение. Это напряжение способно найти выражение в дурных привычках в еде, в постоянных сменах настроения, или в чувстве постоянной неудовлетворенности эмоциональных и душевных потребностей.

Поскольку развитие личностной самооценки баал тшувы в данной модели зависит от реакций окружения на его действия – как правило, в абсорбирующихся семьях на всех ее уровнях отсутствует чувство успеха в абсорбирующем обществе.

Series NavigationТшува: интегрирующая абсорбция >>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

4 комментария к “Четыре пути тшувы”

  1. Реб Ицхок, тяжёлый язык для среднего читателя, типа Ичеле (без обид), просьба «облегчить» материал ,последующих статей на эту тему. Спасибо.

    Ответить
    • Я знаю, что тяжелый. Эта статья профессионального психотерапевта, занимающегося проблемами тшувы. Потом, может, сделаю облегченный кицур и приложу пдф оригинала

      Ответить
  2. 100 % правда. Жду продолжения. Что-то мне подсказывает, что абсорбция сочетающая — будет самое то.

    Ответить

Оставьте комментарий