В чем причина беспричинной ненависти в отношении Хабада к раву Гинзбургу?

Пару дней назад у меня спросили – почему в Хабаде так плохо относятся к раву Гинзбургу? Я вдруг неожиданно для себя ответил – «агшама».

Иногда в голову приходит ответ, который только потом осознаешь. «Выложив» этот ответ своему хорошему товарищу, я вдруг подумал – блин, насколько же это точно.

Для тех, кто не знаком с хабадской терминологией – агшама – означает «материализация» или «огрубление».

Хасидское слово «мегушам» означает грубый, неотесанный, неочищенный, воспринимающий вещи грубо и материально.

Сегодня в синагоге состоялся один любопытный диалог – напомнивший мне эту идею «агшама» в современном поколении Хабада.

Сын одного моего хорошего приятеля – собственно, уже аврех, закончивший хабадские ешивы, квуцу, и недавно ставший под хупу – начал мне с жаром доказывать что «Ребе не может ошибаться».

Я ему, не задумываясь, ответил, что «Все могут ошибаться кроме Ребе» — это кфира беТора шебихтав, и батора шебаал пэ, это противоречит устной Торе и письменной Торе.

Где здесь «агшама»?

А очень просто. Откуда он взял что «Ребе не может ошибаться»? Понятно, он не сам это придумал, это ему машпиим вложили в голову. А машпиим откуда взяли? От старых хасидов.

А старые хасиды откуда взяли? А старые хасиды сидели на фарбренгене в сталинском подполье, и мечтали увидеть Ребе, и строили, как водится, совершенно фантастические теории о Ребе – лишь бы поддержать друг друга морально, лишь бы не дать друг другу пасть духом.

Но для современного молодого человека хабадского происхождения вся эта история нерелевантна. Ребе не может ошибаться, и все тут! Тонкости хабадской терминологии он не обучен, хасидского языка он не понимает – для него это обычный язык. Это я называю «агшама» — буквальное восприятие всего сказанного. Отсутствие внутреннего чутья, когда что-то говорится буквально, а что-то почти буквально, а что-то в шутку, а что-то «беидна дэритха» на фарбренгене.

Но сегодняшнее поколение не различает оттенков. Сказано – значит истина! Написано в книге – значит абсолютная истина в последней инстанции.

Написано в ликутей сихот, написано в Двар малхус – «закон пробъет гору» и все тут.

Той простой истине, что все, сказанное в Торе (и вообще в жизни) имеет смысл лишь применительно к контексту, к обстоятельствам, они не понимают. Их не учили читать. Их не научили анализировать. Их не научили думать и задавать вопросы. Вот и получается совершеннейшая каша в голове кажется, вполне благополучных молодых людей.

А душевной тонкости, способной помочь услышать шутку, или преувеличение, или просто выражение чувства, а не «галаха леМоше миСинай» — этого у них еще нет.

Отсюда и нападки на рава Гинзбурга.

Как положено по правилам материальноси – если на этом стуле я сижу – ты на этом стуле сидеть не можешь.

Если Ребе жив – то все, точка, каждый кто претендует на его место – изменник, предатель, достоин сжигания на костре…

А где же душевная тонкость, позволяющая ощутить то внутреннее напряжение, ту внутреннюю боль, с которой Ребе говорил о предыдущем Ребе, что он жив?

А где разум, позволяющий  задать простой вопрос – если предыдущий Ребе жив – как же Ребе взял несиют?

Но – у матросов нет вопросов. Написано, и все тут.

«Гвозди бы делать из этих людей – крепче бы не было в мире гвоздей».

«А это не извилина – это след от фуражки»

Гмар хатима това

ps

А может, все наоборот?  http://chabad8.org/maalat-hatmimut/

pps

Обратное тоже верно.

Все эти навязчивые идеи среди немалого числа знакомых мне учеников рава Гинзбурга, о том, что «наш рав круче всех», «у хабадников есть проблема», «дати леуми ошибаются», «мы восьмое поколение», «мы настоящий любавич» и проч. и проч. – что, как известно, в основном и «будет зверя» в некоторых любавичских «гасей руах» (наглецов) — это тоже «агшама» — огрубление и происходит от отсутствия душевной тонкости и чуткости.

Наверное, это прозвучит хамски с моей стороны – но все эти разговоры о том, что «страна не в порядке», «армия не в порядке» и особенно – разозлившие меня в свое время гиматрии про ционут – это тоже не от «тмимут». Это тоже «гасут руах».

Ребе мог выступить – и резко – против того или иного закона. Против вмешательства политиков в армию. Против отдачи территорий. Чтобы Ребе сказал «страна не в порядке»? – Я такого себе не представляю. Ребе умел быть «некудати» — относиться к конкретной проблеме, а не строить несбыточные планы очередной «революции».

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Хасидизм. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>