Жизнь как сомнение

Жизнь это напряжение. Это чисто медицинский факт – пока есть «тонус» — напряжение нервных клеток, напряжение мышц — есть жизнь. Нет тонуса – нет жизни.

Высокое напряжение опасно для жизни, также как и низкое. Но само напряжение – это благо и это сама жизнь.

Иногда мы пытаемся уменьшить напряжение жизни, но при этом мы убиваем саму жизнь.

Сомнение – есть тонус жизни. Сомнение – когда я не знаю, что я должен делать, когда я не знаю, или я «праведник» или я не дай Б-г наоборот, и нет никакой возможности выяснить это на 100% — это напряжение сомнения, и это также напряжение жизни.

Иногда мы пытаемся устрожать больше, чем следует – чтобы избавиться от напряжения сомнения – но это тоже убивает жизнь.

По-видимому, сомнение – есть неотъемлемая часть жизни, и можно сказать даже признак жизни.

Известная история про рабби Йоханана бен Закая говорит, что он плакал перед смертью, и говорил – я не знаю, по какой дороге меня поведут.

Это «я не знаю…» — есть напряжение жизни, жизненное сомнение.

Тора – это часть жизнь, и Тора – это жизнь.

В Торе – если только это истинная Тора – обязано присутствовать напряжение и сомнение. Тора без напряжение и Тора без сомнения – по-видимому, просто не Тора, и уже точно – не живая Тора.

Абсолютная уверенность в собственной правоте, в правоте своего пути, «своего» движения, «своего» Ребе – это признак интеллектуальной, а затем и моральной деградации, это путь к смерти.

Рав Кук перед смертью говорил – я не знаю, возможно, мои оппоненты были правы, а я ошибался. Это его «я не знаю» значит для меня гораздо больше чем тысячекратное «я знаю» не ведающих сомнения учеников. Это «не знаю» — подобно «я не знаю» рабби Йоханана бен Закая.

Любавичский Ребе говорил перед инсультом «я не знаю, что будет со мной, я не знаю, что будет со всеми нами (9 адара нун бет). Это кроме известной сихи 28 нисана, когда Ребе сказал – все что я сделал – это без пользы…

Для меня эти «не знаю» и «без пользы» — это самое большое знание, «не знание которое выше знания».

Некоторые религиозные круги пытаются искусственно уменьшить напряжение жизни – одни, тем что берут сторону жизни, не учитывая почти сторону Торы. Некоторые – наоборот, устрожаются во всем, чтобы избавиться от сомнения и испытания. Это не работает. Тора – это жизнь, а жизнь это путь сомнений и испытаний. Другое дело, что это не должно превращаться в травму. Но лишение человека сомнений и испытаний – это еще большее преступление против жизни (где то рав Кук так говорит)

В Хабаде любят говорить, что «сомнение это Амалек». На самом деле само это выражение указывает, насколько это высокая в своем корне вещь.

По простому, Амалек — это сомнение, которое парализует волю — «вайзанев беха эт а-нехешалим ахареха». Сомнение, которое мобилизует — это позитивно, и это часть жизни.

Ребе — сомневался. Хасидам он пытался облегчить жизнь, дать им возможность жить без сомнений. Важно не перестараться.

Шана това

Ицхак

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Тшува. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>