Коллективная тшува, индивидуальное Провидение

Можно подойти к этому также со следующей точки зрения: общий принцип нашей веры, что все, что происходит с нами в жизни – происходит по воле Провидения, и имеет определенную цель и назначение. Это включает в себя, разумеется, также те годы, которые баал тшува провел вне стороны святости, кто больше и кто меньше. «Возьмите с собой слова и вернитесь к Вс-вышнему» — говорит пророк Гошеа (14, 3). Все знания, способности и опыт, которые мы приобрели в эти до-тшувные годы – дарованы нам Свыше, для того, чтобы мы принесли их в мир святости, и использовали их во имя Небес. До сих пор – это ясно и известно сегодня каждому баал тшува, и, действительно, слава Б-гу мы свидетели того, как многие баалей тшува возвращаются, чтобы использовать свои способности и области своего образования внутри религиозного мира, и тем самым обогащают его.

Но есть еще одна способность, которой благословлены баалей тшува, и, пока что она не выражается настолько сильно в их тшуве. Балей тшува – прежде всего, те из них, выросшие в нерелигиозной среде, и в определенной степени также те, кто вырос в национально-религиозной среде (баал тшува может быть из любого общественного сектора) – относились изначально к политической и социальной элите. Эта группа не согласна видеть себя в качестве «сектора», следующего в хвосте «машпиим» или зависимого от них, но ощущает, что она способна взять на себя ответственность за судьбу общества и страны. Это сознание впечатано, можно сказать, в ДНК биографии баал тшува.

Даже если в своем предшествующем воплощении он не принадлежал к узкому кругу общественных или политических деятелей, сам тот факт, что он вырос в кругу власти, сын или внук основателей и первопроходцев, отпечатала в его сознании, или подсознании, широту восприятия и мышления, вместе с сознанием того, что не на кого «бросить» задачу руководства обществом, но это зависит от него.

Проблема в том, что эти «руководящие гены», если даже они были «доминантны» раньше – становятся совершенно рецессивными в процессе возвращения в тшуве.

Причина в том, что приходя в мир религии, баал тшува «судится» дважды: сначала, сравнивая себя с изначально религиозными людьми, в сравнении с которым он «аутсайдер», пытающийся догнать лидеров; и второй раз – поскольку религиозное общество представляет собой меньшинство в структуре государства в целом, руководимого светскими людьми, и он осознает, что в конечном счете судьба государства находится в руках светских людей.

В результате, «большая голова» в отношении к общественной деятельности, бывшая у баал тшува изначально, становится все меньше и меньше, пока не превращается в частную «маленькую голову», озабоченную лишь личным совершенством.

Но ведь если все что произошло до тшувы – это было по воле Провидения – то ведь также эти «гены руководства» заложены в баал тшува по воле Провидения! Причина тому, что с Небес устроили так, что он с детства относился к ведущей и управляющей части общества – это для того, чтобы, прийдя к религии, он принес с собой это сознание, и реализовал его в действии – принести в религиозное общество «большую голову», мысль об управлении обществом в целом, со всеми его секторами и на всех уровнях.

Разве он, на самом деле, думает, что Вс-вышний «растратил» так много лет биографии баал тшува на светскую жизнь, только для того, чтобы все эти «дворцы, построенные на песке»[1] были бы стерты волной возвышенной святости? Ясно, что это не так: Вс-вышний хочет, чтобы баал тшува заново построил эти «дворцы» на почве святости, включая, прежде всего, саму мысль об ответственности за судьбу страны в целом и общества в целом.

Само собой ясно, что вся эта знакомая «концепция», по которой балей тшува должны запереться в своих «далет амот» и исчезнуть из светской жизни – это верно лишь в отношении первого этапа тшувы, когда они уходят в себя, чтобы работать над собой. Этот этап должен служить чем то вроде «темной комнаты», в которую заходят для того, чтобы проявить собственные идеи и эмоции, которые не способны выйти на свет под пристальным взглядом окружающего общества. Но из «темной комнаты» нужно когда то выйти, и подарить миру «фотографии», в нем проявленные! Конечная цель тшувы не в том, чтобы спрятаться от жизни в религиозном мире, но – раскрыться в мире и привнести в него свет святости, заключенный в религии.

Давид а-мелех (он был также царь Израиля, и также баал тшува) пишет в Теилим: «воспойте Вс-вышнему сыновья вельмож, воспойте Вс-вышнему славу и мощь».Вс-вышнему не нужны «маленькие дети» , даже если это хорошие дети, как говорится «елед тов йерушалаим». В дополнение к униженности и скромности баалей тшува – и, возможно, основываясь на этих качествах – Он заинтересован в «сынах вельмож» — взрослых детях, у которых есть «наглость в святости», у которых хватит мужества принести Его свет в мир – до самых его окраин. А можно объяснить так, что Вс-вышнему нужны «сыны идолов» — идолов светского мира[2] — сыновья руководителей и формирователей характера общества – которые делают тшуву, и воздают Ему славу и силу: славу тем, что освящают Имя Небес среди людей, возвращаясь в тшуве. И силу тем, что они пойдут по стопам своих родителей, и создадут для Него «общественное владение», способное выразить Его адекватно.

Молитва во весь голос

У такого направления мысли есть далеко идущие следствия для всего движения тшувы. Сегодня, слава Б-гуу, уже можно говорить о движении тшувы: из одиноких баалей тшува, вернувшихся к религии, каждый на своем метсе – сегодня мы пришли к достаточно широкой группе, насчитывающей сотни и тысячи, часть которой уже начала организоваться и определять себя как особую общественную группу, которой нужны отдельные воспитательные учреждения, собственная сцена для самовыражения, и даже собственные общины[3].

 

Но количественный и сознательный рост этого общества не достаточны. Можно себе представить существование большой и даже сплоченной группы людей, мышление которых тем не менее остается индивидуалистическим. Такая группа не есть общество, а есть, по сути, собрание отдельных личностей, и само собой, такие общины будут порождать людей, мыслящих индивидуалистически.

Общественное сознание появляется, когда «переключают фазу», и начинают мыслить в понятиях народа в целом: не только «как следует каждому отдельному еврею расти в Торе», но также «каким образом должно управляться религиозное общество по законам Торы, на всех его организационных уровнях».

Эта «общественная голова» занимает себя всеми проблемами современной актуалии, формируя позицию и политику в отношении их, и двигается в направлении взятия ответственности за ее реализацию. Балей тшува должны спросить себя: если завтра в наши руки будут переданы ключи от управления страной – будем ли мы знать, что с ними делать? Есть ли у нас ясная политика, даже частично, в отношении вопросов, обсуждаемых в правительстве и в кнесете?

Способна ли Тора, которую мы изучаем, стать для нас источником вдохновения для формирования политического, экономического, оборонного и воспитательного мировоззрения, включая внешнюю и внутреннюю политику? Это все большие и пугающие вопросы, но если мы хотим видеть процесс тшувы как выходящий из области частной жизни и превращающийся в действительно ведущую силу общества – на той или иной ступени мы обязаны будем дать ответы на них.

 



[1] По-видимому, игра слов «хол» — «песок» и «хилони» — светский (прим. переводчика)

[2] Автор данной статьи (Нир Менуси) – сын очень известного и очень левого израильского эссеиста и поэта Менуси. (прим. переводчика)

[3] Речь идет, по-видимому, о движении  баалей тшува «Адраба», для ежемесячника которого написана данная статья. Прим. переводчика

Series Navigation<< Выйди из частности! От личной тшувы к коллективной тшуве, или: баалей тшува во главе еврейской общественной жизни

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий