«Танец» Мошиаха

На днях вышло ивритское издание нашумевшей книги «Любавичский Ребе при жизни и после жизни«.

Критики обвиняют авторов в неточности, в искажении истины, в непрофессионализме и т.д. Книга между тем, признана  National Jewish Book Award 2010 года, и год спустя издана на иврите.

Я приобрел эту книгу – и, не то чтобы прочитал всю (ок. 300 страниц) – но внимательно пролистал.

В общем, небезынтересная книга, авторы – профессиональные социологи, можно сказать, рисуют «социологический портрет» Любавичского движения в последние 60 лет. Я не знаю, насколько релевантно требование, предъявляемое критиками к авторам, быть знакомыми с деталями хабадской теологии – на мой взгляд, как раз наоборот – «взгляд со стороны» – профессиональный, но при этом нерелигиозный – весьма интересен и поучителен. Можно сказать, что эта книга – вполне адекватное отражение Любавичского движения в зеркале современной цивилизации.

Что Любавич думает о себе, как Любавич смотрит на себя сам – мы, в общем-то, знаем, или думаем, что знаем. Как относится к Любавич харейдимный мир – тоже вопрос известный. Данная книга – взгляд на Любавич с точки зрения современного образованного светского еврея – важен и ценен.

На протяжении всей книги авторы, понятно, отслеживают один из лейтмотивов руководства Ребе – его мессианскую направленность. «Седьмое поколение», «Мошиах сейчас» – это одна из наиболее обсуждаемых тем в книге.

Картина, которую они рисуют – в общем-то, на первый взгляд, весьма грустна.

Одержимый мессианской идеей – Ребе не позаботился о том, чтобы создать вменяемую структуру управления, не позаботился о том, кто возглавит Любавич после его смерти (авторы приводят несколько интервью на эту тему, явно свидетельствующих о том, что Ребе избегал касаться этой темы. Также известная сиха 2 адара 5748 проникнута нежеланием говорить о том, что будет «после того как»). Мессианизм Хабада последних десятилетий оттолкнул от него многих уважаемых деятелей ортодоксального иудаизма, прозрачные намеки на то, что именно Ребе – лидер поколения – также не способствовали популярности Любавич именно в «профессиональной» лиге – ортодоксальном иудаизме. И т.д. и т.п. – можно продолжать долго перечислять, что и как Ребе делал не так как надо….

Я все же считаю себя до сих пор хабадником, и прочтение такой книги вызывает определенный «когнитивный диссонанс»: как же так, с одной стороны, как мы все знаем и верим, Ребе – это «праведник основа мира». С другой – «эйн махлокет бимциют» – проблемы, которые есть в Любавич – достаточно хорошо известны. Где же истина? Я искренне хочу продолжать считать себя хабадником, но при этом не желаю уподобляться страусу, закрывающему глаза на реальность, и живущего в некотором «виртуале» (в «виртуале» конечно хорошо, есть только одна маленькая проблема – это не жизнь…). Есть ли ответ?

Парадоксальным образом, мне кажется, что ответ есть, и ответ есть в самом учении хасидизма.

Есть известный хабадский «ворт» (Ребе очень любил его повторять) – что слово цибур ציבור – означает «цадиким, бейноним и решаим» («праведники, средние и грешники»). Праведники, «средние» и грешники – все вместе – составляют «цибур» («общество»). Скоро Йом Кипур – молитвы Йом Кипура тоже начинаются с «мы разрешаем молиться с грешниками».

Что скрывается за этим «вортом»? Просто подчеркивание любви к ближнему, даже такому, который «ниже чем средний»? Очевидно, да. Провозглашение любви к каждому еврею – даже далекому от Торы и добрых дел – один из лейтмотивов хасидизма в общем, и Любавичского движения в частности.

Однако, можно ли сказать, что этим исчерпывается смысл данного «ворта»?

Есть очень интересный «ворт» у рава Гинзбурга, что «праведники находятся в будущем, грешники – в прошлом, а средние – в настоящем»[1]. Этот «ворт», как мне кажется, позволяет глубже понять эффект взаимодействия праведников, средних и грешников в «цибур» («обществе»), и возможно, также ответить на наш вопрос о мессианстве Любавичского Ребе.

Итак, рав Гинзбург «определяет» праведника, как «находящегося в будущем». В этом «замечательном» определении, есть, если задуматься, очень серьезное ограничение. Праведник находится в будущем? ОК. А что с настоящим? А что с прошлым? Парадоксальным образом из данного определения следует, что праведник не находится ни в настоящем, ни в прошлом! Также как «раша» («грешник») ограничен тем, что «прошлое хватает его за горло», так же как бейнони ограничен тем, что он живет, в известном смысле, одним моментом, также и праведник – ибо праведник также Б-жественное творение, и ограничен, как все сотворенное – ограничен тем, что он находится в будущем. Для того, чтобы эффективно исполнить свою миссию в мире, праведник (цадик) должен связать себя с остальными составляющими «цибур» – средними и даже! грешниками – только через это он приобретает «измерение» настоящего и прошлого.

Есть еще одна модель, иллюстрирующая данный тезис: система праведники-средние-грешники, накладывается, как известно, на систему «Б-жественная душа-разумная душа-животная душа», где, как понятно, праведники соответствуют Б-жественной душе, средние – разумной, и грешники – животной. Также как в данной модели – Б-жественная душа лишена способности действовать в материальном мире, если она не соединит себя с разумной и животной – так же и праведник («ливьятан») не способен по настоящему действовать в мире, если он не связывает себя с «средними» и «грешниками» («шор а-бар»).

Только вместе – они способны исполнить миссию – исправить этот мир и осветить его Б-жественным светом.

Вернемся теперь к нашей теме. В том, что Ребе был великим праведником – у меня нет сомнений. Но! Праведнику трудно в этом мире, ему нужны каналы, по которым его свет может прийти в мир. И самое главное – ему нужны «хасиды», способные «вернуть» праведника в реальность этого мира! Если у праведника не будет таких хасидим – то сила огня его  Б-жественной души будет поднимать его все выше и выше, все дальше и дальше от реальности. В одной из своих бесед Ребе так характеризует Рашби: «Рашби сидит и учит Тору, и для него мир не существует вообще. К нему приходят и говорят: Ребе, есть материальный мир, и этот мир нуждается в дожде…» (Есть аналогичные «ворты» про Баал Шем Това и про Алтер Ребе, как известно). Праведник изначально не находится в реальности мироздания. Кто-то должен «возвращать» его назад. Подобно тому, как огонь свечи нуждается в фитиле и в масле, также праведник нуждается в своих учениках, чтобы «возвращать» его в этот мир.

Подобно тому, как в союзе между мужчиной и женщиной – мужская половина символизирует, как известно, духовность, а женская – материальность, и только вместе они способны исполнить свое предназначение и принести в мир новую жизнь – также и Ребе и хасидим – они должны «танцевать» вместе. «Танец» Ребе – «все выше, выше и выше…». «Танец» хасидим – должен быть – что этот мир тоже существует (по мотивам вчерашнего шиура Йегошуа Дашифа: иногда, когда люди танцуют вместе, они берутся за руки, и начинают кружиться. При этом каждый из танцующих отклоняется в противоположную сторону, и именно так они удерживают равновесие).

Таким образом, можно сказать, что Ребе, как раз, правильно вел свою «партию» в этом «танце». Ошиблись – хасидим (известны слова рабанит Хаи Мушки, что у Ребе «не было хасидим»). У Ребе было много поклонников, но хасидим – это нечто совсем другое. Можно сказать в шутку (в каждой шутке есть доля шутки, как известно) что «поклонники» – это те, кто «наклоняется» вслед за Ребе. От хасида требуется куда большее – «отклониться» в сторону, противоположную Ребе! И этого – похоже – никто не понял в нашем поколении, и тем более – никто не делал.

Рав Гинзбург много пишет о том, что одного Ребе мало, должен быть «машпиа». Подобно модели «Моше и Аарон» – где Моше был Ребе, а Аарон – «машпиа» – приносящий слова Моше народу – также и в отношении между Ребе и окружающим миром – Ребе нужен посредник, Ребе нужен «машпиа», способный перевести слова Ребе в терминологию реальности мироздания, не разрушая его бесконечным светом. У Моше был такой «Аарон» – что интересно, даже несмотря на то, что Аарон сделал золотого тельца – он не получил «отставки» – ибо его деятельность жизненно необходима, чтобы слова Моше – «тяжелого устами» – прозвучали в мире. То же верно в отношении Ребе – Ребе нужны «уста», способные трансформировать «видение» Ребе в реальность этого мира.

Я могу сказать совсем просто: Ребе не доставало людей, способных с ним спорить. Понятно, что спорить с Ребе – безумно тяжело. Но без этого Ребе не способен исполнить свою функцию.

Какое значение это имеет для нас сейчас? Шлухим Ребе продолжают его миссию. Иногда, когда мы видим шалиаха, слишком далеко находящегося в «будущем», и, мягко говоря, неадекватно (на наш взгляд) относящегося к некоторым аспектам реальности – как мы должны себя вести? Первое движение, первое побуждение, конечно, это — оторвать себя, реального (живущего настоящим и прошлым) от шалиха, живущего будущим. Жаль, конечно, расставаться с иллюзиями – но что делать…. Однако – и в этом цель, и в этом смысл, и это то, что (возможно) действительно приведет Мошиаха – цель в том, научиться «танцевать» вместе со своим шалиахом, вместе со своим равом, вместе со своим Ребе, а отнюдь не «склоняться» вместе с ним – рискуя упасть самому и обрушить того, что с тобой «танцует» этот танец.

Аналогично – с «мешихистами» и «анти»: кто-то из нас – по уровню своей души, по своему эмоциональному складу, по своему возрасту – находится «в будущем» (как правило – это молодежь). И он – мешихист. Кто-то находится в настоящем и прошлом – хотите, называйте то «анти», хотите, называйте – лучше всего – «харейдим» – эти уже точно находится в далеком прошлом. Кто-то – скажем, дати-леуми – находится в настоящем. Смысл – что они должны «танцевать» вместе!

Еще раз – в этом нет «несовершенства» или умаления достоинства Ребе (также как нет умалении достоинства Б-жественной души в том, что она неспособна непосредственно действовать в материальности). Это – общий принцип творения – деление на «высших» и «нижних», и последующий «танец» их обоих вместе, который завершится лишь с приходом Мошиаха. Или Мошиах научит  нас новому «танцу»?


[1] «Я мог бы оправдать весь мир»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

7 комментариев к “«Танец» Мошиаха”

  1. Опять попытка привезать своё новые мировозрение Хабаду. Совсем не увязывается вместе. Каким образом какие-толкования Р. Гинзбурга могут пойти против фундаментальных принципов Хабада?

    Ответить
  2. Уважаемый р.Ицхак, написанное Вами очень сильно. Сильно по тому, что я впервые увидел серьезную попытку решить проблему современного ХаБаДа, проблему с Любавическим Ребе. Спасибо.

    Ответить
    • B»H
      Думаю, что тут, как и везде где говорят о Любавическом Ребе, не верно говорить о «проблеме с Ребе». Как р. Ицхак только что показал проблема не в нем, а в том, что те кто сегодня бегают по улицам не с тфилином, как Ребе говорил, а с «Йехи», путают главное и второстепенное.
      — Мои дети тоже любят, чтобы игрушки за ними вечером собирал папа, а надо самим встать и работать. Мой ребе (зихроно цадик ливраха) сказал мне работать с этим миром, а когда он скрылся — умер надо продолжать работать, а не садиться на диван и ждать (папа не ушел из комнаты, а спрятался под кроватью — ЩАЗЗ он выскочит и соберет игрушки).
      — Если мошиаом окажется Ребе — я ничего не проиграл. А те кто носятся с «Йехи» — просто отпугивают евреев от изучения Хасидута, и вот им после «Тхият аметим» (воскрешения) будет стыдно смотреть Ребе в глаза!

      Ответить
      • Да а как вы считаете вам не стыдно будет смотреть а глаза Моше-Рабейну?После того как Израиль предал Б-га отказавшись от Него и выбрав себе другого царя из людей после того как Израиль во главе с языческим царем поклонившимся всем идолам на земле и имевшим 700 жен и 300 наложниц разорил Мишкан -Скинию Завета и убил слуг Б-га коэнов вам нестыдно будет смотреть в глаза истенного Мошиаха-Моше Рабейну? И хоть движение хабад очень близко подошло к Б-гу но это не значит что Б-г дал право хабаду выбирать Мошиаха.Мошиаха назначит Сам Б-г это только Его право.Да и движение хабад еще не совсем близко к Торе разве любавический ребе призывал евреев возрадить Мишкан?Разве он был подобным Моше-Рабейну который служил Б-гу только в Мишкане дарованный нам Б=гом навечно где сейчас у Израиля Мишкан?И где сейчас Мошиах?Ответьте на первый вопрос и откроеться вопрос второй амен .Меро-Мишкан.Моше.Маловатый

        Ответить
  3. К большому сожалению современный иудаизьм существующий сейчас в рамках нашего мира нельзя назвать по сути дело иудаизьмом это нечто другое но не как не иудаихм по Торе Моше-Рабейну почему?В центре иудаизма стоит Царь всей вселенной и Царь Израиля Б-г!!!!В современном иудаизьме король и царь израиля это назначенный хабадом любавический ребе!?Фундамент иудаизма по Торе и про Моше-Рабейну являеться Мишкан дарованный Б-гом Израилю на вечно!В современном иудаизьме который себя так называет не являясь таковым являеться храм-идол соломоново творения который дал израилю не Б-г а противник Б-га не еврей по крови идолопоклонник имевший 700 жен и 300 наложниц вероотступник шломо.Так можно ли называть тот иудаизьм который сейчас существует иудаизмом или нет?В рамках Торы это нечто другое но тне как не иудаизм и никакого отношения к Торе он не имеет хотя представитили его постоянно ссылаються на Тору но не соблюдают ее законы а значит фактически являються врагами Торы и врвагвми Моше-Рабейну и врагами Б-га.У них своя Тора по которой они живут это Талмуд по этому называйте религию как нибудь по другому но никак не иудаизьмом шалом!!!!

    Ответить

Добавить комментарий для Константин Отменить ответ