«Не будь слишком религиозным» (или «религиозен ли Б-г»?)

«Ал тиьгйе йотер мидай дати» — эту шутку можно услышать в нашей Реховотской синагоге почти что каждый день. Есть у нас там один замечательный еврей по имени Рафи, мешихист, сефард, грамотный мужик, кажется, баал тшува, очень серьезный человек, на самом деле, умеющий и любящий всякие шутки «на грани»… Одна его из любимых фраз – «не будь слишком религиозен»… Все, конечно же, от души смеются.

Однако, на неделе был урок рава Гинзбурга (в Раанане, 6 тамуза 5774) где неожиданно всплыла эта фраза.

Речь шла о взаимоотношениях между миром религиозным и миром светским, между светскими и религиозными людьми. Следуя известной традиции толковать гафтарот, рав уподобил светский мир «Эфраиму» («а-бен якир ли эфраим, им елед шаашуим»), а религиозный – Йегуде и Биньямину.

Взаимоотношения между ними на сегодня, как все мы хорошо понимаем, далеки от идеала. Для «светских» — религиозные зачастую просто «паразиты», у а как религиозные относятся к светским – это мы тоже знаем. В лучшем случае пытаются их затшувить, что, возможно, как далее выясняется, не всегда оптимально.

Рав объяснил, что в своем корне, религиозное мировоззрение коренится в «даат эльон», «высшем знании», духовном взгляде на мир. Можно сказать, с некоторым приближением, что это – как Вс-вышний смотрит на мир. В этом смысле религиозный человек «смотрит на мир глазами Б-га».

Однако учение хасидизма (по сути, ясно, что это глубокая каббалистическая концепция, и с этого начинается книга Тания) утверждает, что «Э-л дэот Гавайе» — «Б-г знаний – Б-г», «знание» сказано во множественном числе. Это означает, что у Вс-вышнего есть не одно «знание» (взгляд, мировоззрение, точка зрения) на мир, а как минимум два (или больше).

Если свести все «дэот» к двум – как это обычно делается – то остаются «высшее знание», или «высший взгляд», о котором мы уже говорили, и «нижнее знание» или «нижний взгляд» на мир, о котором мы сейчас будем говорить.

Открытие каббалы и хасидизма состоит в утверждении, что «нижнее знание» отнюдь не «ниже» и не «хуже» и не «менее истинно» чем высшее.

Любавичский Ребе объясняет в одной из своих бесед, что «оба они имеют корень в ацмут – Б-жественной сущности». Иначе говоря, эти два взгляда равноправны. «Небеса и земля», небесный взгляд, и земной взгляд – равноправны, равноценны, и равно истинны.

Что получается?

Что есть «высший», «религиозный» взгляд на мир, и это, на первый взгляд, то, как Вс-вышний смотрит на мир.

И есть «нижний», светский взгляд на мир, и это, как человек (в общем, светский) смотрит на мир.

Но приходит учение хасидизма и говорит: нет! Вс-вышний умеет то, что не умеет человек! Вс-вышний смотрит на мир одновременно и сверху, и снизу!

Так что же получается, Б-г религиозен или светск?

Наверное, Б-г одновременно, и «религиозен» и «светск».

Нет, наверное, Б-г, ни то, ни другое – не религиозен, и ни светск. Как рав сказал на уроке, «Ацмут» выше чем «даат эльон» и чем «даат тахтон», т.е, ни то, ни другое, нечто качественно иное.

И тут у меня всплыла эта расхожая шутка – «не будь слишком религиозным». Я сказал (как правило, мы разговариваем с равом по мейлу): Так может быть, Б-г «не слишком религиозен»?

Рав ответил просто офигительной гиматрией:

לא יותר מדאי דתי = בראשית ברא = כתר מלכות = לו פעמים לא (כתיב וקרי), סוד אלול כנודע.

«Не слишком религиозен» = «В начале сотворил» = «корона царства» = 36*31, тайна месяца элул, как известно.

Другими словами, рав хочет сказать (по крайней мере, я так понял), что быть «не слишком религиозным» — это что-то супер важное, это какая то основа основ («в начале сотворил», и это суть тшувы (месяц элул).

Ок. Если рав хотел меня удивить – он это сделал вполне успешно.

И тут я вспомнил старую майсу.

Лет уже наверное двадцать назад или больше, в 1989 году, под москвой организовали первый еврейский кэмп для детей. Командовали парадом тогда в Москве рав Аронов и рав Левин, и они привезли вожатых-американцев. Понятно, что мы, бохрим, смотрели на них как на ангелов, свалившихся с неба. Шлухим, хабадники, от самого Ребе… Они, правда, были хорошие ребята, но для меня тогда это были почти что инопланетяне.

Инопланетяне-вожатые кушали инопланетную «туну», заливали ее инопланетными майонезом и кетчупом, и запивали недоступной для простого советского человека колой.

Мы, со своей стороны, помогали им переводить с русского на иностранный, учили их всяким интересным выражениям, типа: «как сказать по русски ты хороший мальчик»? Объясняли, что по русски «хороший мальчик» звучит «пошел ты на…». Веселое было время…

Короче, как то раз вожатые сидели и о чем то говорили. А я проходил мимо, и услышал одну фразу – которая и сегодня, двадцать лет спустя, не выходит у меня из головы. Фраза была «русские бохрим слишком религиозны…» (Russian bochrim are too religios).

Опс.

Б-г, получается «не слишком религиозен», а бохрим баалей тшува – как раз «слишком»… И кто же из них прав?

Короче, я начал искать ассоциации – где еще мы слышали про «не слишком религиозных»?

Понятно, где.

Баал Шем Тов строил сукку, в которую его ученики боялись заходить – на столько она была построена «на грани фола»…

Есть еще история – что ученики Баал Шем Това боялись кушать его шхиту – там тоже все было «на грани»

Ах, ну конечно – Алтер Ребе в середине Йом Кипура покинул синагогу, чтобы варить суп больной женщине…

У Ребе есть сиха, что Адам нарушил заповедь из-за того, что был «слишком религиозным» — добавил на запрет. А как же с «делайте ограду вокруг Торы»? – Ребе объясняет, что это не относится к миру ацилус. Души праведников не должны делать ограду. Праведник не имеет права быть «слишком религиозным».

Получается, что Ребе тоже «не слишком религиозен»?

Ну да, это известный хабадский фолклор… Как то к Ребе подошла одна пожилая женщина, и пожаловалась, что она «не слишком религиозна». Ребе улыбнулся и сказал «ну, кто в наше время слишком религиозен…».

Ладно. Давайте опустим это все из области кручения мозгов и объясним по простому и по нормальному.

Б-г «не слишком религиозен» в том смысле, что Б-жественная сущность несет в себе как светский, так и религиозный взгляды на мир одновременно.

Праведник (Ребе) «не слишком религиозен» — ибо иначе он не способен исполнить своей миссии – исправления мира. Поэтому иногда праведнику приходится идти по «тонкому канату» — разумеется, оставаясь в рамках галахи, но при этом опираясь на различные облегчающие мнения, чтобы исполнить свой шлихут.

А баал тшува? А баал тшува тоже не должен быть слишком религиозным. Первая, и очевидная, причина в том, что у баал тшува излишняя религиозность элементарно превращается в психическое заболевание. Вторая причина в том, что задача баал тшува (особенно в нашем поколении) – исправлять этот мир, используя для этого знания и способности светского мира, а не замыкаться в «далет амот» Торы.

Получается, что «слишком религиозными» могут быть лишь те, кто родились в этом (рав говорил как то об этом в суккот несколько лет назад в Ицгаре).

Так или иначе – человек должен находиться в равновесии с самим собой, и если он чувствует что он стал «слишком религиозен» — возможно, иногда совсем не вредно немного «разгрузить упавшего осла», сделать шаг или два шага назад, и потом с новой силой и новой энергией вернуться к заповедям Торы. Что значит «два шага назад»? – Ну конечно, не кушать трейф. Но – облегчить в «заповеди» хабадской шхиты – я лично для себя решил, что я снимаю с себя это устрожение. Ходить каждый день в синагогу – в какой то момент я почуствовал, что меня это напрягает, и мне проще молиться дома. Что я выиграл? Через некоторое время я почувствовал, что мне снова стало интересно быть религиозным. А еще я выиграл — скажу по секрету — что мои домашние — это двадцать лет спустя! — как то мне сказали: «уф, папа перестал быть фанатиком — с ним стало можно нормально разговаривать…»

Думайте сами, решайте сами…

Гмар хатима това

Ицхак

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий