Сверх-разум как «метакогниция»

(еще продолжение темы разума и эмоций)

А что, если идея диалога разума и эмоций — это идея, прежде всего, признания существования точки зрения, отличной от моей собственной но имеющей право на существование?

Самый неполиткорректный пример.

Все шлухим собирают деньги. Я верю, что то, что я делаю это шлихут. Означает ли автоматически, что то, как я это делаю — это достойно? Правильно? Принято?

Разум мозгов это больше разум «глобальный». Мне нужны деньги на сайт — и я собираю. Не важно, как. Разум эмоций больше обращает внимания на то, как это сделано. Хорошо, ты собираешь. Хорошо, ты шнорер. И даже в шхуне (Краун Хайтс) можно иногда собрать больше.

Означает ли это, что точка зрения людей, которым уже противно смотреть на одного и того же человека, который ходит по одним и тем же синагогам месяц — нерелевантна?

Что добавляет это признание того, что другая точка зрения тоже имеет право на существование?

Может быть, это добавляет то, что называется «метакогниция»? Разум над разумом.

То есть, пока я остаюсь только на своей собственной точке зрения и в упор не замечаю существование другой, отличной от моей — это просто разум.

А другая точка зрения — это просто эмоции (разум на уровне эмоций — собственно это то, что называется животной душой в хасидизме).

Но когда я способен понять чужую точку зрения, увидеть, как эмоции смотрят на это — это развивает во мне «сверх-разум», метакогницию.

Самая близкая аналогия — это аппликация и система. Разум — это аппликация. Эмоции — это тоже аппликация. Сверхразум — это «операционная система».

Поэтому везде есть высшее единство (взгляд разума) и нижнее единство (взгляд эмоций). И то место, где есть только операционная система, и где они соединяются

Разум не обращает внимания на детали

Так или иначе, похоже, что взгляд разума не обращает внимания на детали, на уместность и скорость процесса.

Эмоции — это как раз на тему уместности контекста и времени.

Разум видит цель, например шлихут. Или мирный процесс. Или «только не биби». Или права негров в Африке. Детали не важны.

Эмоции видят только детали. «Но ведь арабы страдают под израильским гнетом». Общие соображения, глобальное планирование их не интересует.

Очень похоже по этому ворту из йом йома[1]. Что беспокойство должно превратиться в стремление. Сердце целиком в деталях. Не способно отличить главное от второстепенного. Разум придает общий и более спокойный взгляд.

*

При этом разум — это также «елед мискен вехахам». Нищий мудрый ребенок. А эмоции — это «старый глупый царь». И ребенок иногда может спасти целый город…

*

Еще момент. Эмоции легко «подсаживаются» на привычный алгоритм. Разум способен искать нестандартные решения. Это то, что рав всегда говорит, что мохин (разум) это итхадшут (обновление). Обновление приходит от баалей мохин, от людей разума. Люди эмоций не склонны ничего менять

*

Поэтому жена называется «дом». А «боящиеся Б-га нет у них дома». Трепет, йира — похоже на реия, видение, разум

*

Так или иначе, разум изначально подобен капле семени (хохма). И нет терпения ждать пока из этой капли разовьется целый организм (бина). Это в точности опускание ради подъема, о котором много говорится в последнее время

[1] См. урок рава Гинзбурга 22 швата

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Психология, Хасидизм с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>