Тшува как разновидность «интеллектуального разврата»

(продолжение темы «разум и эмоции»)

Возможно, уместна такая, возможно, несколько шокирующая, аналогия.

Зеер анпину («ребенку») запрещено заходить в «хедер ихуд» его родителей («Аба веима»). Тем более, запрещено смотреть на йихуд (соитие) его родителей.

Это, кажется, в точности идея мидраша про букву бет, с которой начинается Тора. Бет — это «не смотри наверх, не смотри назад, и не смотри вниз». Смотреть вверх — это как раз зеер анпин, который смотрит на йихуд своих «родителей».

Но, как мы уже говорили, наша «тшува» — это как раз прежде всего стремление «постичь» Б-га. То есть, «посмотреть» на йихуд Аба и Има…

*

Еще момент. Рав обычно объясняет грех дерева познания как грех самосознания. В последних уроках это объясняется именно как смотреть на нищего и говорить «это Б-г так захотел». Это кажется более ощутимой и понятной формулировкой греха познания.

*

Еще аналогия из области родителей и детей. Если есть два брата. И одного из них родители наказывают. Второй брат должен сказать наказанному: ты виноват, отец тебя наказал? Или же второй брат скорее должен сопереживать наказанному. Это в точности вопрос, что мы должны ощущать, когда мы встречаемся со страданием другого человека.

*

Сказать это еще жестче, тшува может элементарно превратиться в «гилуй арайот» (разврат), т.е., постижение тайн Торы неочищенным сердцем — это своего рода интеллектуальный разврат.

А как правильно? Правильно «алиба дэнафшей». Правильно — думать о себе, о том, как исправить свою душу, и ради этого постигать тайны Торы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Тшува с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>