Когда я сталкиваюсь с чужой бедой или страданием, кто говорит первым — разум или эмоции?

Сегодня на шахрисе продолжая прокручивать вчерашний наш онлайн по поводу соотношения разума и эмоций, вдруг какая то ясность:
* грех дерева познания был — проникновение воды (разум) в «мотор» (сердце). Это, в общем, прозвучало вчера.
Сегодня добавилось вот что.
Когда я встречаюсь с чужой бедой или страданием. Кто говорит первым — разум или эмоции?
Если первым «берет микрофон» разум, оправдывая это или тем «что так Б-г делает значит он заслужил», или просто «если посадили значит виноват», «был бы человек а дело найдется» — принципиально это все одинаково — то это и есть та самая «порча», «зухма» нахаша, которая проникла в Хаву (здесь получается что Адам — это разум, а Хава это мидот. И змей соблазняющий Хаву — это «грязный» разум, который «портит» мидот).
И тогда «в день что ты поешь ты умрешь». В день что Адам поел от плодов разума — он умер. Морально. «Смерть сердца» у рабби Нахмана.
*
Теперь. Религия и баалей тшува. Религия пришла чтобы исправить мидот. Эмоции. Не разум. Это не просто важно, это супер важно. «Велико значение учения (т.е., разума), поскольку она приводит к действию (т.е., мидот). Разум учения — это разум, исправляющий мидот, а не разум вообще. Ступень разума вообще откроется только в будущем.
*
Теперь. Баалей тшува и религиозные с детства. Баалей тшува — это «грязные» души. Но хорошие мозги. Религиозные с детства — это хорошие мидот, чистые сердца, чистые эмоции. Баалей тшува, приходя в религию, «берут» ее мозгами. И тут начинается реальная проблема. Та самая учеба «ло заха», «не чистая», учеба с грязным сердцем, которая убивает человека. Поэтому когда человек делает тшуву, начинает учится и… умирает — это все правильно. Это иначе не может быть. Если удостоится — удостоится вернуться к жизни. Но толкьо пройдя через смерть.
*
Ну и наконец. Почему у меня нет денег и я вынужден побираться? Лазар украл? Зальцман не дал (из Хамы)? Или эти сволочи русские не хотят, блин жервтвовать на мой замечательный проект? Который весь афаца…Ах да, чуть не забыл, «галь эйнайцы» тоже почему то не дают…
А может ответ ужасно прост? Потому что я пока что не исправил свое сердце. И исправление сердца совсем не означает — как это называется — бихевиристическая — поведенческая коррекция. Сердце это другое. Сердце — не исправленное сердце — это сердце полное зла. Полное ненависти. Лишенная сочувствия. Нужно понять — и важно понять, что разум *не исправляет* сердца. Разум это только дебаггер, только отладчик, который может показать на изьяны сердца. Вс-вышний показывает человеку, как он выглядит в каких то ситуациях. Как он начинает беспричинно гневаться в каких то ситуациях, как я могу послать кого-то далеко и надолго без всякой причины и т.д. — разного рода ситуации когда человек оказывается «со спущенными штанами» и может увидеть свой неприглядный вид. Но это только зеркало, а не исправление. Исправление — это исправление именно сердца, а не контроль разума. Это важно различать. Исправление это тшува. Исправление — это когда сердце наполняется сочувствием и жалостью. Исправление — это когда из сердца уходит злоба и зависть. В известном смысле подсознательное это именно сердце. И это именно то, что нуждается в исправлении. А это исправляется только действием. Вот за этим я и бегаю по Крайн Хайтсу.
Шабат шалом!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Тшува, Хасидизм с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>