Мир разума и мир эмоций.

https://www.youtube.com/watch?v=q0TeyX0hftg&feature=youtu.be
Заметки на полях сегодняшнего онлайна.
Был очень простой, даже банальный онлайн.
22 швата, уход рабанит, урок рава на эту тему.
Йом йом, посвященный соотношению разума и сердца.
Кажется все банально и понятно. Я накануне даже перевел этот урок (еще не выложил — скоро).
 
Однако в процессе обсуждения всплыли какие то нетривиальности. А в конце их стало вообще много. ..
 
Первая нетривиальность была противопоставления мира разума как мира «меюшав» (спокойного и упорядоченного) миру эмоций как миру «мевоаль» (беспокойному, и беспоряродченному).
 
Совершенно не очевидно, что именно в этом состоит суть различия разума и эмоций.
 
То есть, если мои планы меняются каждый день и несколько раз на день — то это просто значит, что я целиком (или большей частью) нахожусь в мире эмоций. Интересное кино. Вроде бы я с утра себе убедительно доказал что надо ехать обратно в Эрец. А днем я не менее убедительно решил что лучше оставаться еще в США. А вечером я решу что надо ехать в Алма Ату…
 
Приходит рав и открывает мне Америку… Что это не разум во мне говорит вообще, а эмоции. Потому что разум вообще говоря меюшав. Спокойный, не меняющий планов несколько раз на день…

 
Дальше стало вообще интересно. Разум и эмоции с одной стороны, и грех Адама с другой. Есть ли связь? И какая? А что если весь грех адама это нарушение соотношения между разумом и эмоциями, иесли так то шесть тысяч лет даны именно на это, на восстановления равновесия между этими мирами?
 
И если так — то так ли тривиальна фраза «установить баланс между разумом и эмоциями»?
 
Еще момент. Если разум «меюшав» — спокоен, а эмоции — «митпаель» — беспокойный, волнующийся мир. То что хочет от нас религия и чего хочет от нас хасидут?
 
Разве «волноваться о своих грехах» не есть высокое достоинство истинных праведников? И «не открывают тайны Торы но лишь тем, чье сердце беспокойно внутри него (за его грехи)?
 
А тут приходит рав, в общем, приходит Ребе, и говорит, во первых нужно быть бен адам меюшав. Не нужно психовать пол любому поводу. А как насчет «беспокойства о грехах»?
 
Еще. Провидение. Разве не следует во всем в каждой детали видеть руку провидения? Разве не это путь Баал Шем Това?
 
Но ведь это в очевидном противоречии с идеей быть спокойным?!
 
В конце урока мы пришли к тому, что грех Адама был что он впустил разум в область эмоций раньше времени. Он был еще эмоционально незрел, и ему рано было развивать разум. Подобно эмоционально незрелому ребенку, которого родители пичкают интеллектуальным развитием. Или противодействие Ребе раннему изучению светских (формальныъ, логических) дисциплин.
 
Если разум это вода, а сердце — огонь. Вода должна охладить «мотор», но не погасить его. А сердце должно согреть разум. Не сжечь его.
 
Говорится что Тора начинается с буквы бет, сказать тебе, что запрещено смотреть наверх. Что есть «наверху» — есть аба и има. Есть высшие сфирот разума. Тебе сказано «не смотри». Твои эмоции еще незрелы, ты не способен понять логики творца, творящего зло и страдания.
 
С точки зрения разума нет понятия греха или преступления. Все относительно, все можно обьяснить. Даже насилие насильника. Даже убийство убийцы.
 
В мире эмоций все абсолютно. В мире эмоций есть добро и зло. В мире разума — толкьо истина и ложь.
 
Логика которая говорит что убийцы тоже люди — этологика разума, не логика сердца. Это проблема последних двухсот лет развития человечества, это проблема левых интеллектуалов, которые руководствуются абстраткными понятиями «истины» и «лжи» а не добра и зла.
 
 
Отсюда следует что баланс разума и эмоций отнюдь не так прост и самоочевиден, как это могло бы показатсяь.
 
Кстати, отсюда ясно, что религия в основном это аспект эмоций.
 
И тем не менее, хасидут приходит принести сехель, «три первых» в формулу только эмоциональной реакции.
 
Продолжение, надеюсь в ближ. воскресенье. Пока планируем каждый будний день в 13 по Нью Йорку, 21 по Москве.
 
Видео выложу бли недер по поозже
 
 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Психология, Хасидизм с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>